Все про "японские авто" / Автомузыка

Нотная грамота-3
Усилители

Темы усилителей мы уже кратко коснулись в предыдущем материале и надеемся, что основные виды усилителей и собственно теория усиления теперь не являются секретом для наших читателей. А значит, настало время определиться с тем, что необходимо вашей аудиосистеме.

Перед покупкой усилителей потребители задумываются прежде всего о том, какая выходная мощность им нужна. Американцы гонятся за сумасшедшими значениями выходных мощностей. Наши зачастую бездумно тянутся за американцами. В Америке очень популярны автомобили с открытым верхом. А шумы улицы в них настолько ощутимы, что требуют безумного уровня звукового давления и соответствующих усилителей.

Посещая соревнования по автозвуку и наблюдая там набитые усилителями машины, помните о двух вещах. Во-первых, вам не нужны 500 ватт в вашем вмерзшем в сугроб <броневике>. Во-вторых, <автозвукоспортсмены> - люди увлеченные, и их подходы далеки от реалий.

Фирма Clarion производит три модели усилителей, популярные у европейских покупателей. К примеру, удобный и маленький четырехканальный CPA4068. Он способен отдать всего 17 ватт долговременной мощности на канал при четырехомной нагрузке, и <автозвукоспортсмены> скорее всего немедля закидают такую конструкцию несвежими помидорами. Но напрасно: устройство относится к приборам класса выше среднего и предназначено для работы с высококачественными источниками с уровнем выходного сигнала в 4 вольта. Если ваш источник имеет слаботочный выход, не беда - чувствительность по входу этого прибора высока. Усилитель способен нормально работать даже с сигналом в 100 мВт.

Корпус усилителя является его радиатором и, если учесть низкое тепловыделение в целом, нагревается слабо. CPA4068 хорошо подходит для установки в <перчаточник> в близком соседстве с источником сигнала, что сокращает путь сигнала и уменьшает восприимчивость системы к помехам. Усилитель выполнен по схеме <двойное моно> - с двумя раздельными трактами усиления для каждого из каналов входного сигнала. С учетом двухканальности каждой из независимых секций, это скорее <двойное стерео>.

Две другие популярные модели - двухканальный АРA2104 и четырехканальный АРA4204 - очень похожи. Последний может работать не только как двух-, но и как трехканальный усилитель, что делает его незаменимым в системе автомобильного кинотеатра, где требуется иметь не только левый и правый фронтальные каналы звукоусиления, но и усилитель для центрального диалогового канала. Добавьте АРA2104 к тыловой стереопаре, и обретете законченную систему.

Аппараты отдают по 90 ватт на каждый из своих каналов усиления. Оба усилителя хорошо работают с источниками, имеющими выходы с уровнем в 4 вольта.

Автоакустика

Упрощенно любой электродинамический громкоговоритель можно представить следующим образом.

Электрический ток от усилителя мощности поступает на обмотку звуковой катушки, в результате чего создается переменное магнитное поле, пульсирующее с той же частотой, что и порождающий его ток. При этом звуковая катушка находится в постоянном магнитном поле, создаваемом магнитом динамика.

Такое сочетание магнитных полей заставляет звуковую катушку двигаться взад-вперед вместе с диафрагмой диффузора динамика, к которому прикреплена звуковая катушка. Так и рождается звук.

Чем быстрее изменяется звуковой сигнал, тем быстрее движется вся эта подвижная система и тем выше частота воспроизводимого звука. Центрирующая шайба удерживает звуковую катушку перпендикулярно зазору магнитной системы, создавая равновесие как с механической, так и с электромагнитной точки зрения.

На то, сколь хорош получается слышимый нами результат, влияет множество факторов. Начнем с основного - с формы диафрагмы диффузора. Для динамиков, излучающих низкие звуки, конусная форма диффузора достаточно хороша. Конус подходит для басов - случая, когда нужны длинные и относительно медленные поршневые колебания.

При воспроизведении высоких частот система движется очень быстро, что приводит к деформации и неправильным колебаниям шейки конуса, создающим искажения звука. Поэтому в высокочастотных динамиках диафрагма диффузора имеет форму купола или мембраны.

Конус и диафрагма образуют единое целое. Конус диффузора НЧ-динамика должен быть одновременно очень легким, прочным и способным возвращать исходную форму диафрагме после самых немыслимых изгибов. Большая и тяжелая диафрагма неспособна воспроизводить звуковую атаку, ослабляя и искажая звуки пушечных выстрелов и ударов в барабан.

Купол ВЧ-динамика должен вибрировать с огромной скоростью, не создавая при этом лишних <призвуков>. Когда динамик воспроизводит громкие звуки, пребывающая в мощном магнитном поле звуковая катушка создает за счет сильного нагрева избыточное тепло, что влечет за собою необходимость ее охлаждения специальной ферромагнитной жидкостью. В противном случае ход катушки уменьшается и она не <поспевает> за звуком, порождая <рыхлые> и глухие удары в барабан и по тарелкам.

Сильные звуки способны на мгновение вытолкнуть звуковую катушку за пределы магнитного поля, поэтому в мощных НЧ-динамиках - в частности, в сабвуферах - иногда применяют две комбинированные звуковые катушки с проводом сложной формы, либо одну, но увеличенного размера.

Определенную лепту в звучание вносит подвес, при помощи которого диафрагма диффузора крепится к диффузородержателю, прикрепленному в свою очередь к корзине динамика. В чувствительных динамиках, предназначенных для маломощных ламповых усилителей, применяется жесткий подвес, однако при работе с мощными транзисторными усилителями это обусловливает неблагозвучие. Мягкий же подвес для динамиков, применяемых в подобных системах, влечет за собою вялый, аморфный звук. Подвес изготавливают обычно методом точного литья, а в дешевых динамиках - штамповки. Корзина должна отвечать одному требованию - не <петь> вместе с динамиком, то есть быть сделанной из акустически <мертвого> материала.

Материалы, как вы уже поняли, решают все. В частности, для конусных диффузоров НЧ-динамиков лучшим материалом признаны специальные сорта бумаги (целлюлозы) - с добавками для прочности и гибкости. Для ВЧ-куполов - шелк и ткани, близкие к нему по свойствам. Для магнитов бесспорным фаворитом является сплав <самарий-кобальт>, применяемый при изготовлении ядерного оружия. Почему же эти материалы непопулярны у изготовителей автодинамиков? Простой ответ на этот вопрос дает среда эксплуатации - бумага размокает и теряет форму даже при применении специальных добавок и волокон, шелк хорошо впитывает влагу, магниты из сплава <самарий-кобальт> превосходно ржавеют.

Поэтому разработчики находятся в поисках вечного компромисса между качеством звука и надежностью динамика в данной среде. Аудиофилы могут рассказать вам много страшных историй о неблагозвучности пластмассовых, полипропиленовых, кевларовых и иных <пуленепробиваемых> диффузоров, однако прочность и влагоустойчивость таковых - выше всяких похвал, а неблагозвучность <терпима>. Титановые купола вызывают небольшую неприязнь у многих. Бесспорно одно - этот металл обладает великолепной естественной защитой от коррозии в виде оксидной пленки, образующейся в результате контакта с воздухом. Сплав <неодим-железо-бор> очень дешев и позволяет создавать маленькие по размеру магниты, сопоставимые по свойствам с самарий-кобальтовыми. К сожалению, он также подвержен коррозии, поэтому <пищалки> следует размещать там, где они быстро высушиваются потоком горячего воздуха. Лобовое стекло - не лучший сосед для них.

Зная эти простые правила, нетрудно выбрать подходящие вам динамики. Например, если для вас качество звучания, сочность и полновесность высоких частот важнее влагоустойчивости и формальных характеристик, обзаведитесь динамиками с шелковым куполом и правильно установите их. Clarion, например, верен этому материалу, несмотря на его недостатки.

Компания, с другой стороны, выпускает монструозные сабвуферы - чего стоит модель SRW8000 с 80-сантиметровым диффузором, воспроизводящая частоты начиная с 17 Гц и обладающая четырьмя звуковыми катушками, работающими как одно целое. Широкую популярность завоевали активные сабвуферы, имеющие корпус и встроенный громкоговоритель. Например, модели SRV202 и SRV303. При одинаковом диаметре динамика они отличаются размером. Первый рассчитан на установку в багажнике, а второй - суперкомпактный - можно разместить даже под сиденьем. Во всех сабвуферах, включая модели начального уровня, фирма применяет акустически <мертвые> материалы для корзин, мягкие бутиловые подвесы, диффузоры из особого сорта полимера и хитроумные звуковые катушки большого размера.

Правильные методы позволяют добиться и правильного звучания, в том числе стрельбы - фирма активно продвигает идею <автомобильного кинотеатра>, являясь пионером в этой области. В недорогих коаксиальных (<два в одном>) динамиках находят применение другие материалы, дающие оптимальное сочетание качества и дешевизны - например, как материал для купола <пищалки> используются специальные полимеры, близкие по свойствам к ткани. Во всех акустических системах фирмы используются сигнальные провода из бескислородной меди.

Заручившись нашими рекомендациями, вы можете приступить к отбору усилителей и динамиков. А в следующих публикациях мы расскажем вам об аксессуарах, без которых не работает ни одна аудиосистема - кабелях, конденсаторах в помощь усилителям, разъемах, зажимах и иной полезнейшей утвари.

Роман Пашарин http://www.5koleso.spb.ru

Все статьи раздела : Автомузыка
Нотная грамота-3
Автозвук: Устанавливаем сами - II.
Как выбирать автозвук? Азбука начинающего меломана
PHILIPS RC-539 / 569 RDS
SONY XR-C8100R
ALPINE TDA-7550R/RG / 7552R/RG
МИЧУРИНЦЫ CAR AUDIO или что будет, если скрестить кроссовер с эквалайзером
Как сформировать аудиостудию в своем автомобиле?
Кот в мешке
Компонентная акустика Macrom Extreme EXT 6.0. Серебряная пуля
Новый европейский брэнд и его технологии. С чем пришёл Xetec?
Чем отличаются аудиосистемы во внедорожниках от тех, что ставят в легковушки?
Сабвуфер Phoenix Gold Tantrum 10.

Реклама: