Все про "японские авто" / Автомузыка

Компонентная акустика Macrom Extreme EXT 6.0. Серебряная пуля
Был когда-то фильм с таким названием. Там спецслужбы прогрессивного государства наняли киллера для устранения главы тоталитарного режима и выдали ему серебряную пулю. Одну. Чтобы потом результаты вскрытия сразу перенести в ведомость на получение заработной платы. В общем, киллер своё дело сделал - пуля достигла цели. К чему эта история, станет ясно позже. А пока по порядку. Серия Extreme нынче венчает модельный ряд Macrom. Фирма, изначально ирландского происхождения, производство акустики размещает в разных странах Европы (в Швейцарии, например), и не только Европы, само собой. В общем, всё довольно запутано, и даже дистрибьюторы не всегда могут разобраться, что к чему. С серией Extreme всё яснее ясного, поскольку разработка и производство этой акустики размещено в Италии. По поводу организованности потомков древних латинян существуют разные мнения, но в области автозвука достижения итальянцев мало кто станет оспаривать. Каждый, кто в теме, может навскидку назвать хотя бы пяток итальянских производителей усилителей и акустики, увенчанных всевозможными лаврами и регалиями. Так что с этим всё ясно.

Теперь взглянем на снимки. На что похожа акустика Extreme? Пожалуй, только на саму себя. Это немаловажно для любого, извините, брэнда, а для эксклюзивной серии - тем более. Своеобразная форма литого алюминиевого диффузородержателя дает дополнительную защиту магнита от повреждений. Литьё гарантирует изрядный запас жёсткости, попутно демпфируя его резонансы, а значит, избавляя мидбас от призвуков на повышенной громкости. Что называть 'повышенной' для этой модели конкретно - вопрос, как выяснилось при испытаниях, довольно специальный, к нему мы вернёмся, пока скажу лишь, что заведомо немалые резервы по мощности в значительной мере обусловлены увеличенным размером звуковой катушки, диаметр которой один дюйм с четвертью. Для такой катушки магнит, в общем, не самый крупный, 84 мм в диаметре и 15 мм высотой. Диффузор мидбаса отштампован из самого лёгкого металла - магния. Кроме своего веса отличительной особенностью магния является его пластичность, поэтому, во-первых, он хорошо штампуется, во-вторых, ногтем пробовать его на прочность я бы не советовал.

Скользя по матово-серебристому диффузору, взгляд рано или поздно доберется и до 'серебряной пули', расположенной внутри звуковой катушки. Принцип действия центрального тела ('пули') относительно прост. Обострение направленности излучения любой головки с коническим диффузором возникает за счёт того, что для слушателя, находящегося сбоку, разность хода звуковой волны от разных участков диффузора становится сравнимой с длиной волны. Звуковое давление складывается векторно, поэтому сбоку результат сложения может по модулю оказаться меньше, чем любая из составляющих. Чтобы избежать этого сложения, нужно заэкранировать 'вредное' слагаемое, и именно эту задачу решает центральное тело. Правда, решает не всегда. Для этого надо, чтобы размеры центрального тела были сравнимы с площадью излучающей поверхности на данной частоте. (Напомню: на тех частотах, где имеет смысл бороться с направленностью, мидбас излучает уже не всем конусом, а только центральной его частью.) В данном случае решение этой задачи было облегчено увеличенным размером звуковой катушки, так что и 'пуля' получилась соответствующего калибра.

Довольно широкий полудюймовый гофр подвеса вкупе с мягкой центрирующей шайбой призван обеспечить большой механический ход диффузора. Для нас большее значение имеет так называемый линейный ход диффузора, который изготовитель определил равным 8 мм. Винтовые контактные зажимы рассчитаны под клеммы 'вилочки' шириной 7 мм. Маркировку полярности на них найти непросто, так что мы её искали экспериментально. Потом, при надетых очках, она нашлась на пластмассовом основании зажимов...

Пищалки не менее интересны, чем мидбасы. Шёлковый купол диаметром дюйм с четвертью остаётся почти полностью открытым, что должно положительно сказаться на воспроизведении самых верхних частот звукового диапазона. В задней стенке (шайбе магнитной системы) твитера предусмотрено отверстие, закрытое акустическим сопротивлением из поролона. Сразу же возникла мысль, что в разном акустическом оформлении параметры твитера должны несколько меняться. Дело в том, что твитеры EXT 6.0 комплектуются двумя 'чашками' для монтажа 'в тело'. Первая из них - это действительно чашка, похожая на те, к которым мы привыкли, только размером побольше. А вот вторая - это уже натуральный стакан, вернее, стопка на 100 граммчиков, только вредные итальянцы в ней зачем-то дырку провертели посередине. Стаканы заполнены акустическим поглотителем (материал называется Sonofil). И в 'чашке', и в 'стакане' пищалка может поворачиваться на довольно большой угол, около 30 градусов.

Как водится, серьёзность намерений изготовителя проявляется в конструкции кроссовера. Нам попадались кроссоверы посерьёзнее этого, но не часто. Обе катушки фильтров намотаны на воздушном сердечнике, то есть вовсе без него. Как мы знаем, с катушкой фильтра НЧ на это решается далеко не всякий производитель. Этот решился. Катушка намотана проводом примерно 1,2 мм. Дороговато, конечно, но игра стоит свеч. Фильтр НЧ первого порядка дополнен RC-цепью (Цобеля), компенсирующей индуктивность звуковой катушки. Вполне логично, поскольку без неё ФНЧ первого порядка отличается крайней застенчивостью при работе на индуктивность звуковой катушки. ФВЧ второго порядка с плёночным (полиэфирным) конденсатором и аттенюатором на три положения. Аттенюация достигается без переключателей: выбором одного из трёх плюсовых зажимов для подключения акустического провода. Резисторы - предмет моей зависти как профессионала. Мощные металлоплёночные, а значит, безындуктивные (до принятия новых правил орфографии полагается писать именно так: через 'ы'. Мы проверяли.) резисторы у нас продаются только под заказ. Кроме этого здесь есть ещё джампер (Tw Slope), позволяющий при желании перейти от ФВЧ второго порядка (12 дБ) к первому (6 дБ).

Вот теперь можно собрать это всё и послушать. Самое первое впечатление - тщательность подачи материала. Так прилежный ученик выводит сложные пассажи, стараясь произвести впечатление на преподавателя. Позже, анализируя впечатления, начинаешь понимать, что это не совсем верно. Здесь не ученик, а скорее мастер показывает свою интерпретацию известного вам произведения. Интерпретацию, которая не противоречит замыслу композитора.

Теперь, как говорится, 'ближе к телу'. При максимально 'отпущенном' твитере звук становится слишком 'острым', верхние обертоны гитары у Gipsy Kings начинают 'перетягивать одеяло' на себя. Правда, это в таком варианте установки, как у нас, когда слушатель не слишком смещён относительно оси излучения. В нижнем положении аттенюатора звук самый комфортный, но кому-то может показаться и скучным. Зато в этом варианте в наибольшей степени проявляются достоинства почти безукоризненной середины. В общем, выбор между средним и верхним положениями будет, скорее всего, определяться индивидуальными пристрастиями слушателя.

Однако главное достоинство EXT 6.0 проявилось даже не в тональной области, а в донесении пространственной информации. Звуковая сцена рисуется замечательно чётко. Лично я на простоватой записи Gipsy Kings такого услышать не ожидал.

Берём фонограмму посложнее. Vivaidi, Flute Concerto in D с диска 'The Ultimate Demonstration Disk', Chesky Records. Отчётливо слышится каждое движение смычка солирующих скрипок, каждое дуновение флейты предваряет характерный всхлип, который музыканты непочтительно называют 'соплями'. Сара К. ('If I Could Sing Your Blues' с того же диска) с очевидностью находится в нашей комнате для прослушивания, Октябрьский переулок, знаете ли, дом 12. Только сама комната превратилась уже в студию, так отчётливо ощущается акустика довольно просторного помещения. То есть микродинамика тут на месте. Кстати, при переключении джампера 'Tw Slope' на отметку '6' вокал становится более душевным, но на 'наших' записях это не обязательно, душевности в них и так хватало.

Неужели всё так уж безукоризненно? Ну, на басах временами создавалось впечатление, что атака недотягивает до идеала. Самый верх, похоже, чуть жестковат, но это уже наверняка не на каждой записи можно услышать. Теперь о перегрузочной способности. При большой громкости (очень большой, в машине это будет не меньше 127 дБ) искажений ещё не слышно, лишь бочка отчётливо недорабатывает, хотя ход мидбасов достиг уже миллиметров шести. Но так есть такая штука, сабвуфер называется - может, помните?

Прослушивание у нас обычно происходит вечером, когда светская жизнь в редакции затихает. Длится оно столько, сколько нужно, но чем лучше техника, тем, как правило, дольше. Если есть что послушать, то это хочется слушать. Потом, когда всё заканчивается, установка разбирается, акустика упаковывается и - на склад. В редких случаях мы всё оставляем подключенным, это происходит тогда, когда есть резон что-то из автомобильной техники дать послушать товарищам из соседней редакции, избалованным специалистам по домашнему звуку. С прицелом на их реакцию типа 'Во как!'. Последний раз такую реакцию вызвала Alpine F#1 Status. Совсем последний - Macrom EXT 6.0. Что-нибудь ещё надо говорить?

Юрий Евтушенко http://auto.hi-fi.ru

Все статьи раздела : Автомузыка
Нотная грамота-3
Автозвук: Устанавливаем сами - II.
Как выбирать автозвук? Азбука начинающего меломана
PHILIPS RC-539 / 569 RDS
SONY XR-C8100R
ALPINE TDA-7550R/RG / 7552R/RG
МИЧУРИНЦЫ CAR AUDIO или что будет, если скрестить кроссовер с эквалайзером
Как сформировать аудиостудию в своем автомобиле?
Кот в мешке
Компонентная акустика Macrom Extreme EXT 6.0. Серебряная пуля
Новый европейский брэнд и его технологии. С чем пришёл Xetec?
Чем отличаются аудиосистемы во внедорожниках от тех, что ставят в легковушки?
Сабвуфер Phoenix Gold Tantrum 10.

Реклама: