Все про "японские авто" / Авторемонт

Смена зубчатого ремня. часть первая
Большинство современных японских двигателей имеют в своей конструкции резиновый зубчатый ремень, который слу-жит для привода и синхронизации вращения распределитель-ного вала (или валов), насоса ТНВД (у дизельных двигателей) и балансировочных валов (у двигателей фирмы ). Этот ремень (или ремни, т.к. их может быть два) называется также ремнем газораспределения, синхронизирующим ремнем, рем-нем привода ТНВД (балансировочных валов, распредвала) и ремнем времени.
Со временем резиновый зубчатый ремень стареет и изнашива-ется, что приводит к его ослаблению и, в конце концов, к разры-ву, после чего двигатель останавливается. Почти все автолюбители считают, что зубчатый ремень должен <выхаживать> 100 000 км, но мы не встречали ни одного ремня, действительно выдержавше-го этот пробег. Это связано с тем, что ремень изнашивается не только от пробега, но и просто стареет от времени, становится хрупким, на нем появляются трещины, в результате чего <сре-заются> зубья. Если двигатель не заводился, например, пять лет, то ремень на нем уже требует замены, хотя пробега-то у него никакого. С другой стороны, цифру 100 000 вообще можно считать взятой <с потолка>, т.к. пятьдесят раз съездить из Вла-дивостока в Хабаровск по трассе - это одно, а изо дня в день дергаться на первой передаче в городских пробках - это со-всем другое. Во втором случае накрутить 100 000 км невозмож-но, пожалуй, за весь срок службы автомобиля. А двигатель и в первом, и во втором случае крутится примерно с одной и той же частотой вращения, т.е. ремень изнашивается на одну и ту же величину при совершенно разном пробеге.

Есть еще одна деталь. Ремень может иметь 88 зубьев, а мо-жет (у другого двигателя, конечно) и 164. При равном количес-тве оборотов у обоих двигателей, у первого ремня каждый зуб примерно в два раза чаще передает какое-то усилие на распредвал, чем у второго (теоретически, если увеличить количество зубьев на ремне, допустим, до миллиардов, то вообще за весь срок службы двигателя каждый зуб только один раз передал бы нагрузку на распредвал), а замена ремня - все равно че-рез 100 000 км?

Кроме того, резко сокращает эти 100 000 км пробега зуб-чатого ремня низкое качество моторного масла. Сортов <фир-менного> масла на рынке много, но поручиться, что оно действительно фирменное, не возьмется никто. Теоретичес-ки, за рубежом ремень газораспределения может <пробежать> 100 000 км, как указано на бирке, которая иногда приклеи-вается на защитный кожух ремня, тем более, что дороги там позволяют почти все время двигаться на повышенных переда-чах. Но за это время автомобиль там несколько раз побывает на станции техобслуживания, где автомеханик уже решит, менять ремень или нет, в зависимости от особенностей эксплуатации ав-томобиля.
Исходя из вышесказан-ного и основываясь на соб-ственном опыте, можно утверждать, что ремень га-зораспределения следует проверять как минимум два раза в год, а если про-бег автомобиля после пос-ледней смены ремня со-ставляет 50 000 км и более, то еще чаще.
При установке ремня все метки балансирных валов должны устанавливаться в положении ВМТ первого цилиндра и при совпадении меток на колесе распредвала и колесе ТНВД со своими ответами. После проворачивания двигателя на один или два оборота метки ремня газораспределения и ремня балансирных валов разбегутся. Вновь совпадут эти метки только через несколько оборотов двигателя. Метки имеют треугольную форму, а на коле-сах могут выглядеть как треугольные вырезы на ограничивающих кромках.

Заниматься зубчатым ремнем приходится также при снятии головки блока цилиндров, блока распредвала (для чистки гидрокомпенсаторов у двигателя IG-EU и др.), при снятии водяного насоса (у двигателя IS и др.)> при снятии масляного насоса, если он расположен на лобовине, при замене сальников лобовины и т.д.
Засечка на ободе блока шкивов совпадает со значком <Т>, означающим положение ВМТ. Метки на колесе распредвала и колесе ТНВД имеют форму треугольников, и ответами им служат отлитые треугольные стоечки на лобовине. Метка ТНВД часто выполнена в виде треугольного выреза в ограничительной шайбе зубчатого колеса, которую закрепить на колесе можно только в одном положении.

Причин, по которым приходится снимать зубча-тый ремень, а потом разбираться с метками для его установки, достаточно много. Но все-таки главная причина замены зубча-того ремня - это его разрушение. Это может быть проскакивание ремня на несколько зубьев или его разрыв. Причем в любом случае, разрушение ремня - это ветхость и изношен-ность ремня плюс подклинивание какого-нибудь подшипника, распредвала и (или) просто грязь (замасливание) внутри кожу-ха, который закрывает ремень. В качестве примера приведем та-кой случай. Во время очередного наводнения новенький (с левым рулем!) оказался затопленным. Вода спала, автомо-биль просушили, заменили в нем масло во всех картерах и завели двигатель. Через не-сколько месяцев дизельный двигатель этого автомобиля на ходу заглох: проскочил ре-мень газораспределения. Ес-тественно, коромысла, клапа-ны - все погнуло, поломало. Оказалось, при наводнении в кожух ремня газораспределе-ния намыло ил. Его не вы-мыли, а при заводке автомо-биля быстренько порвался ремень балансировочных ва-лов, которые после этого пе-рестали крутиться. Бог с ними, по городу бегает доста-точно много автомобилей фирмы с неподвижными балансировочными ва-лами, но остались обрывки ремня, и вот, уже зимой, ил поти-хоньку вытряхивался из-под кожуха (внизу в кожухе есть от-верстие), и случилось так, что обрывок коротенького ремня от балансировочных валов попал под основной ремень, которому к тому времени сухой ил тоже прочности не добавил. Этого попадания основной ремень уже не выдержал и поскольку был достаточно крепкий, то проскочил на несколько зубьев. А для сложного ремонта головки у дизельных двигателей достаточно и трех зубьев. Наверняка, задолго до аварии подшипники обводно-го и натяжного роликов <верещали>, т.к. смазку в них вымыло еще при затоплении, и работали они в очень тяжелых условиях.

http://www.fulcrum.ru/~vitaly/

Все статьи раздела : Авторемонт
Регулируем установку момента зажигания
СДЕЛАЙ САМ. Как заменить масло в двигателе
Как закачать топливо в ТНВД при неисправном ручном подкачивающем насосе
Ремонт бензонасоса
Стуки в двигателе.
Смена зубчатого ремня. часть первая
Смена зубчатого ремня.
Замена маслосьемных колпачков. На двигателях Toyota 2Е.
Основные неисправности дизелей легковых автомобилей
Если двигатель перегрелся
Ремонтируем электрооборудование 'Японца'.
Бесконтактная система зажигания: проверка и устранение неисправностей.
Почему оборвался ремень...
Когда жужжат мосты
Ржавчина не терпит невнимания
Диагностика неисправностей системы зажигания
Заметки автоэксперта. Проблемы с двигателем.
Распорка передней подвески: 'за' и 'против'
Повышенные обороты холостого хода.
Тайная 'геометрия' коробок передач
Как правильно обслуживать систему охлаждения?
Замена пыльника ШРУСа и самого ШРУСа
Приборы освещения: неисправности, регулировки и ремонт
Установка меток ГРМ по распредвалу.
Горячая свеча для зимнего пуска
Непосредственный впрыск
Замена передних картриджей.
Паровая пробка
Работа свечей зажигания

Реклама: