Все про "японские авто" / Авторемонт

Когда жужжат мосты
В редакции накопилось много писем с вопросами, касающимися выбора трансмиссионных масел для зимнего периода, особенностей их замены и возможности решения некоторых <трансмиссионных проблем>.

- Говорят, что от воя редуктора или КПП избавляются, заливая в картер этих агрегатов более вязкое масло 85W-140 или 80W-140. Правда ли это?
<Пение> редуктора заднего моста или коробки передач действительно можно частично устранить, заменив предписанное трансмиссионное масло (75W-90, 80W-90, 85W-90) на более вязкое (80W-140, 85W-140), которое выпускается для высоконагруженных редукторов транспортных средств с мощными моторами. Положительный эффект при такой замене обеспечивается более прочным и толстым масляным клином в пятне контакта шестерен, который частично сглаживает неровности (результат неравномерной выработки зубьев шестерен) или неправильное расположение пятна контакта зубьев. Но такой <эксперимент> имеет и свои недостатки - заметно увеличивается расход топлива, особенно зимой. Вызвано это тем, что для вращения шестерен, купающихся в <ванне> с более густым маслом, двигателю требуется отдавать больше мощности. А для этого в цилиндрах необходимо сжигать больше топлива. Особенно заметно повышается его расход в автомобилях с маломощными моторами.

Использование более вязкого масла приведет к затрудненному включению передач. Дело в том, что конструкция синхронизаторов не рассчитана на быстрое и эффективное продавливание очень прочной масляной пленки, поэтому для введения в зацепление шестерен к рычагу КПП придется прикладывать значительно большие усилия. Данную замену масла целесообразно проводить только для сильно изношенных передач, которые требуют ремонта.

Подвывание КПП или редуктора можно попытаться устранить путем добавления в масло присадок, содержащих молибден или другие элементы, которые снижают коэффициент трения и выравнивают микронеровности и микроцарапины. Но по собственному опыту замечу, что помогает это довольно редко - только в случае небольшого износа. Если же редуктор воет из-за нарушения или неправильной регулировки зацепления шестерен главной пары либо из-за износа подшипников, то большого эффекта от использования присадок ожидать не следует.

- Делятся ли трансмиссионные масла, подобно моторным, на минеральные, синтетические и полусинтетические?
Трансмиссионные масла выпускают на минеральной и синтетической основе. По показателю вязкости точно определить их принадлежность к какой-либо группе невозможно. Чаще всего синтетические масла имеют вязкость 70W-90, 75W-90, 75W-140, а <минералка> - 80W-90, 80W-140, 85W-90, 85W-140. Более точную информацию об основе масла можно прочесть в инструкции или подробном описании, предоставляемом производителем.

- Стоит ли смешивать трансмиссионные масла разной вязкости и разных групп эксплуатации?
Как и моторные, трансмиссионные масла разных классов (по SAE или API) смешивать нежелательно из-за возможной несовместимости пакетов присадок разных производителей. Также нельзя соединять <минералку> и синтетику, поскольку эта смесь может иметь более низкие смазывающие и другие свойства. Смешивать можно только масла одного производителя, сделанные на одинаковой основе.

- Какое трансмиссионное масло предпочтительнее заливать на зиму?
Сразу отметим, что в агрегаты трансмиссии лучше заливать то масло, что рекомендует автопроизводитель. Если рекомендации вам неизвестны, при низких температурах можно использовать зимние масла, которые маркируют латинской буквой W. Наиболее подходящий вариант для морозов - зимнее масло с вязкостью 80W, 85W или <всесезонка> 75W-90, не требующая смены весной. Вязкость этих масел при снижении температуры вплоть до -30 ОС меняется несущественно, поэтому при трогании и движении <на холодную> с неразогретым маслом передачи включаются без проблем, а разгонная динамика не ухудшается. В этом случае также снижается расход топлива на этапе разогрева, так как двигатель не испытывает дополнительной нагрузки, появляющейся в результате вращения шестерен в ванной с застывшим на холоде маслом. Это особенно заметно на отечественных легковушках - ВАЗах, <Волгах>, <Москвичах>. Стоит отметить, что всесезонная синтетика 75W-90 обладает более стабильной вязкостью и в летнюю жару, а это тоже немаловажно. Перед тем как заливать в КПП и редуктор менее вязкое синтетическое масло, желательно <согласовать> такую замену с инструкцией по эксплуатации данной машины. Зачем? В агрегаты некоторых иномарок заливаются специальные трансмиссионные масла, рассчитанные на весь период эксплуатации. У нас в продаже такие масла найти достаточно сложно, разве что заказать на фирменных СТО. В то же время обычно заливаемые GL-4 и GL-5 различной вязкости могут привести к снижению ресурса агрегата.

- Можно ли заливать в КПП, где нет гипоидной передачи, масло класса GL-5?
Многие нефтекомпании выпускают универсальные трансмиссионные масла, предназначенные как для синхронизированных коробок передач, так и для высоконагруженных гипоидных передач ведущих мостов. Однако некоторые <маслянщики> производят трансмиссионку GL-5, которая не пригодна для использования в агрегатах с синхронизаторами, так как содержит очень мощные противозадирные присадки. Информация о такой особенности приводится в инструкции на канистре.

- Нужно ли промывать картер заднего моста или КПП при замене минерального масла на синтетическое? Если да, то что использовать в качестве промывки?
При замене любого трансмиссионного масла агрегат трансмиссии желательно промыть. Этим исключается попадание продуктов окисления и присадок старого масла в новое, так как полученная смесь может оказаться не совсем качественной, т.е. иметь ухудшенные характеристики. Для этой процедуры лучше всего использовать масло, которое планируете заливать в дальнейшем. Если это не по карману, в качестве промывки можно использовать веретенное или трансформаторное масло. Чтобы качественно промыть все внутренности КПП или ведущего моста и не повредить их детали, автомобиль надо <покатать> на дистанции 200-300 м при небольшой скорости и минимальной нагрузке.

- Влияет ли степень износа агрегатов трансмиссии на срок службы масла?
В отличие от автоматических трансмиссий (гидротрансформаторов), степень износа КПП, раздаточной коробки, редуктора и дифференциалов не влияют на периодичность замены масла. В зависимости от требований автопроизводителей эту процедуру следует проводить при пробеге от 60 до 100 тыс. км. Хотя некоторые иномарки в ней либо вообще не нуждаются, либо нуждаются только после капитального ремонта агрегата.

Классификации трансмиссионных масел

Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируют по значению вязкости и по уровню эксплуатационных свойств. Американская ассоциация автомобильных инженеров SAE (Society of Automotive Engineers) характеризует вязкость, текучесть при разных температурах. Международная классификация по SAE делит масла на зимние с индексом W (Winter) и летние. Всесезонные масла имеют двойную маркировку - например, SAE 85W-90, SAE 75W-90 и т. д.

Классификация по эксплуатационным свойствам Американского Института Нефтепродуктов API (American Petroleum Institute) предусматривает деление масел на 6 групп в зависимости от условий работы: типа зубчатой передачи, удельных нагрузок в контактных рабочих зонах и рабочей температуры. Классы API трансмиссионных масел маркируются аббревиатурой GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 6. На практике для трансмиссий легковых и грузовых машин используются масла классов GL-4 и GL-5. Классификация API не охватывает масла для автоматических трансмиссий. Они имеют собственную классификацию.

Значение вязкости трансмиссионных масел по SAE J306 JUL98

Класс вязкости по SAE Макс. темп. достиж.динам. вязкости 150 мПа·с, °C Вязкость при 100°C, мм2/c min max

70W -55 4.1 -

75W -40 4.1 -

80W -26 7.0 -

85W -12 11.0 -

80 - 7.0 <11.0

85 - 11.0 <13.5

90 - 13.5 <24.0

140 - 24.0 <41.0

250 - 41.0 -

Классификации API и ГОСТы трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств

Группа по API Группа по ГОСТу Свойства и область применения

GL-1 TM-1 Масла для передач, работающих в легких условиях. Состоят из базовых масел с незначительным содержанием присадок (антиокислительных, ингибиторов коррозии, легких депрессорных и противопенных). Предназначены для спирально-конических, червячных передач и механических КПП (без синхронизаторов) грузовых автомобилейи сельскохозяйственных машин. Обладают низкими эксплуатационными свойствами.

GL-2 TM-2 Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести. Содержат противоизносные присадки. Предназначены для червячных передач. Обычно используются длясмазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин. Эксплуатационные свойства несколько лучше, чем у масел предыдущей группы.

GL-3 TM-3 Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести. Содержат до 2,7% противоизносных присадок. Основные масла для всех видов передач автомобилей и другойтехники. Не предназначены для гипоидных передач.

GL-4 TM-4 Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести - от легких до тяжелых. Содержат 4% эффективных противозадирных присадок. Предназначены для конических и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста. Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе.

GL-5 TM-5 Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях. Содержат эффективные противозадирные и другие присадки. Основное предназначение -для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. Применяются какуниверсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии. Для синхронизированной механической коробки передач используются только масла, имеющие специальное подтверждение соответствия требованиям производителей машин.

GL-6 TM-6 Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки). Предназначеныдля гипоидных передач со значительным смещением осей. Соответствуют наивысшемууровню эксплуатационных свойств. Класс GL-6 практически не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет самым строгим требованиям.

Примечание: масла категории GL-4 непригодны для высоконагруженных гипоидных пар редукторов. Они используются в синхронизированных механических коробках передач, в том числе совмещенных с главной передачей (переднеприводное семейство ВАЗ), а также спирально-конических и мало нагруженных гипоидных передачах.

http://www.autocentre.ua

Все статьи раздела : Авторемонт
Регулируем установку момента зажигания
СДЕЛАЙ САМ. Как заменить масло в двигателе
Как закачать топливо в ТНВД при неисправном ручном подкачивающем насосе
Ремонт бензонасоса
Стуки в двигателе.
Смена зубчатого ремня. часть первая
Смена зубчатого ремня.
Замена маслосьемных колпачков. На двигателях Toyota 2Е.
Основные неисправности дизелей легковых автомобилей
Если двигатель перегрелся
Ремонтируем электрооборудование 'Японца'.
Бесконтактная система зажигания: проверка и устранение неисправностей.
Почему оборвался ремень...
Когда жужжат мосты
Ржавчина не терпит невнимания
Диагностика неисправностей системы зажигания
Заметки автоэксперта. Проблемы с двигателем.
Распорка передней подвески: 'за' и 'против'
Повышенные обороты холостого хода.
Тайная 'геометрия' коробок передач
Как правильно обслуживать систему охлаждения?
Замена пыльника ШРУСа и самого ШРУСа
Приборы освещения: неисправности, регулировки и ремонт
Установка меток ГРМ по распредвалу.
Горячая свеча для зимнего пуска
Непосредственный впрыск
Замена передних картриджей.
Паровая пробка
Работа свечей зажигания

Реклама: