Все про "японские авто" / Авторемонт

Повышенные обороты холостого хода.
С наступлением зимы у ворот нашей автомастерской можно услышать такой разговор между клиентом и мастером:
-Вчера вот поставил машину на стоянку, все было нормально. А сегодня утром завел - обороты не скидывает. Держит более тысячи:
Что примечательно - наиболее часто эта проблема возникает именно с наступлением холодов. И можно почти уверенно сказать, что не надо искать причину в неисправности <механической части>. Причина в другом и лежит она почти на поверхности.
Электронный блок управления (ECU) в своей работе учитывает показания множества датчиков, но одним из основных можно назвать Датчик Температуры.
Датчик температуры представляет собой обыкновенный терморезистор, меняющий свое сопротивление в зависимости от температуры. Например, при температуре охлаждающей жидкости минус 10 градусов у него сопротивление около 5-6 Ком, а при температуре плюс 80 градусов - уже в пределах 300 Ом.
Блок управления очень внимательно <следит> за изменениями этого сопротивления. Алгоритм работы у него довольно простой: чем ниже температура двигателя, тем больше надо подать топлива в цилиндры. Это самое <больше> достигается увеличением времен открывания форсунок. При минус 10 градусах, например, ECU открывает форсунки на 2,5 мс, а при плюс 80 градусах - на 1,2 мс.
Машины выпуска 1990 года и последующие стали намного <умнее> своих предшественников. На более <продвинутых> моделях мы не увидим на дроссельной заслонке винта байпасного канала. Он уже не нужен, потому что все делает электроника. В том числе - прогрев машины и установка холостого хода.
Включив зажигание мы <оживляем> блок управления, который за доли секунды успевает выполнить массу операций :

Произвести проверку цепей и при неисправности какой-либо <записать> себе в память эту неисправность в виде цифрового кода.
<Опросить> все основные датчики, сенсоры и сравнить полученные значения с теми, что имеются у него в памяти и одновременно подготовиться к запуску двигателя.
Итак, мы запустили двигатель. Он еще холодный и блок управления <понимает> это, потому что датчик температуры показывает большое сопротивление. Форсунки открываются на более большое время, в цилиндры поступает больше топлива. Одновременно с этим блок управления , опираясь на те же показания датчика температуры управляет и количеством воздуха через шестиконтактный серводвигатель, установленный на корпусе воздушной заслонки. И топлива, и воздуха в цилиндры <подается> ровно столько, сколько требуется при данной температуре. Все эти параметры <записаны> в памяти блока управления и отправной точной для них являются показания датчика температуры.
Мы стоим, курим, двигатель прогревается и температура датчика повышается -его сопротивление снижается и одновременно с этим уменьшается количество подаваемого топлива и воздуха. Обороты двигателя снижаются. И так продолжается до тех пор, пока показания датчика температуры не станут минимальными, то есть такими, при которых блок управления <поймет>, что двигатель уже прогрелся и <выставит> обороты холостого хода.
Однако это в <идеале>. Так должно быть. В нашем же случае такого не получилось, на машине клиента двигатель <устойчиво> держал 1.100 оборотов.
Проверяем температурные режимы - двигателя и датчика температуры. В <простых> условиях температуру двигателя можно приблизительно определить по стрелке температурного прибора на панели. Вне зависимости от того, какого типа у вас прибор (бывают вертикального и горизонтального расположения) - стрелка должна находиться или ровно посередине шкалы или чуть-чуть ниже.
Это значит, что двигатель уже прогрет.
А теперь переходим к датчику температуры и измеряем его сопротивление. Весьма желательно при этом пользоваться мультиметром. Смотрим на шкалу - 420 Ом.
Естественно, что при таком сопротивлении обороты двигателя будут повышенными, потому что блок управления <думает>, что двигатель еще не прогрет. Почему такое случилось, в чем причина?

Термостат

Да-да, причина именно в нем, а не в <глубокой электронике>. В 80-ти случаях из ста после его снятия и внимательного осмотра выясняется, что термостат просто-напросто <подклинивает> - на поверхности его термоэлемента видна блестящая потертость.
Все правильно: термостат <перепускал>, датчик температуры не успевал нагреваться и блок управления <думал>, что двигатель еще холодный.
После замены термостата обороты холостого хода пришли в норму.
Хочется добавить еще одно замечание по <правильной> замене охлаждающей жидкости. Многие автовладельцы совершенно не обращают внимание на расширительный бачок ( к нему еще идет трубочка от радиатора ). И зря.
При замене жидкости заливают <Тосол> только в радиатор, не удосуживаясь заглянуть в расширительный бачок. А если там пусто ? В этом случае происходит вот что : при нагреве двигателя жидкость расширяется и ее избыток <выдавливается> из системы охлаждения в расширительный бачок. После остановки двигателя и его охлаждении жидкость начинает <втягиваться> обратно в систему охлаждения. И если в бачке нет жидкости или ее мало, то система охлаждения начнет <завоздушиваться>, что чревато или недопрогревом печки или перегревом двигателя. Особенно это актуально для дизельных двигателей 2 L-T и всех Mitsubishi - при неправильном температурном режиме у них <лопаются перегородки> между клапанами.
При выборе и покупке термостата многие автовладельцы <утыкаются> в такой вопрос: <по каталогу положен такой-то, а его-то в этот самый момент в продаже и нет. И не предвидится. Что делать?>. В этой ситуации можно посоветовать вот что - основной параметр термостата - его температура открывания, номиналы которой выдавлены на кольце или <донышке>. Далее - диаметр и высота. Впрочем на последнее - высоту термостата можно не сильно обращать внимание, потому что в <теле> двигателя всегда есть запас. Выбирайте по температуре , диаметру и смело устанавливайте - работать будет, проверено. Одно время мы даже устанавливали на Toyota термостаты от Nissan со смещенным центром. И все работало нормально, претензий от клиентов не было.

Кучер Владимир Петрович

Все статьи раздела : Авторемонт
Регулируем установку момента зажигания
СДЕЛАЙ САМ. Как заменить масло в двигателе
Как закачать топливо в ТНВД при неисправном ручном подкачивающем насосе
Ремонт бензонасоса
Стуки в двигателе.
Смена зубчатого ремня. часть первая
Смена зубчатого ремня.
Замена маслосьемных колпачков. На двигателях Toyota 2Е.
Основные неисправности дизелей легковых автомобилей
Если двигатель перегрелся
Ремонтируем электрооборудование 'Японца'.
Бесконтактная система зажигания: проверка и устранение неисправностей.
Почему оборвался ремень...
Когда жужжат мосты
Ржавчина не терпит невнимания
Диагностика неисправностей системы зажигания
Заметки автоэксперта. Проблемы с двигателем.
Распорка передней подвески: 'за' и 'против'
Повышенные обороты холостого хода.
Тайная 'геометрия' коробок передач
Как правильно обслуживать систему охлаждения?
Замена пыльника ШРУСа и самого ШРУСа
Приборы освещения: неисправности, регулировки и ремонт
Установка меток ГРМ по распредвалу.
Горячая свеча для зимнего пуска
Непосредственный впрыск
Замена передних картриджей.
Паровая пробка
Работа свечей зажигания

Реклама: Печи для бани печь каменка для бани.