Все про "японские авто" / Авторемонт

Тайная 'геометрия' коробок передач
Что подразумевается под 'короткими' и длинными' КПП?

Тему сегодняшнего разговора подсказала Вероника Карпова, нынешний художник 'Клаксона' и будущая автолюбительница. Прочитала несколько тестов и газете и поставила вопрос ребром: какая коробка передач лучше - 'короткая' или 'длинная'? И как она влияет на габариты автомобиля?

Ну, на габариты коробка никак не влияет. Когда мы говорим 'короткая' или 'длинная', геометрия здесь ни при чем. Уместнее говорить о скоростных возможностях автомобиля и способности быстро разгоняться.

Предположим, вы хотите быстро ускориться на автомобиле с 'короткой' коробкой. Раскручиваем мотор до предела, скажем, до 6.000 об/мин и переключаемся на следующую ступень. Притом, благодаря 'короткой' коробке (в ней близки передаточные числа между ступенями), стрелка тахометра упала лишь до отметки '5.000'. Иными словами, обороты остались весьма высокими, гарантирующими мощный разгон.

Теперь представим, что вы ускоряетесь на том же самом автомобиле, но с другой коробкой. Уже 'длинной'. Как и прежде, раскрутили мотор до 6.000, перешли на следующую передачу и, из-за 'длинной' коробки (где передаточные числа далеки друг от друга) изрядно упали обороты. На тахометре меньше '4.000'. Естественно, с такого режима двигатель не может резво ускорять автомобиль.

Теперь ставим эти обе умозрительные машины перед светофором и включаем зеленый свет. После старта впереди окажется автомобиль с 'короткой' КПП. Но когда оба водителя, наконец, переключатся на высшую 5-ю передачу, машина с 'длинной' коробкой потихоньку настигнет соперника и оставит его позади. 'Длинная' коробка обещает более высокую максимальную скорость.

Здесь уместно сравнение с двумя лестницами. В каждой по пять ступеней. Только у одной они низкие ('короткие'), а у другой очень высокие ('длинные'). Причем настолько высокие, что приходится не шагать, а карабкаться. По первой лестнице вы мгновенно взбежите на самый верх. Взбираться по другой придется намного медленнее, однако в результате окажетесь на более впечатляющей высоте (читай, максимальной скорости).

Нельзя говорить о том, какая коробка лучше или хуже. Все зависит от типа автомобиля и водительских предпочтений. 'Короткая' коробка удобна на спортивных моделях с форсированными моторами и для напористого стиля езды. Однако в городе она не слишком удобна, поскольку вынуждает водителя к частым переключениям.

В повседневной езде привлекательнее сравнительно 'длинная' коробка. Включил, скажем, четвертую передачу и спокойно катишься на ней в диапазоне от 50 км/ч и далеко за сотню. 'Длинная' коробка особенно хороша в сочетании с тяговитым низкооборотным мотором.

Подбор передаточных чисел в коробках имеет даже национальные корни. Например, в итальянских моделях ('Fiat'. 'Alfa Romeo', 'Lancia') коробки сравнительно 'короткие'. Ведь южане ездят быстро и эмоционально, с частыми резкими ускорениями.

Противоположность итальянцам - французы. Они, в большинстве своем, исповедуют спокойный и корректный стиль вождения. И потому коробки 'Citroen', 'Peugeot' и 'Renault' зачастую 'длинные' (конечно, если это не какой-нибудь спортивный 'GTI'). Кстати, французское налоговое законодательство поощряет водителей, предпочитающих 'длинные' коробки. Ведь кроме прочего они экономят топливо и уменьшают выброс в атмосферу вредных веществ.

Вячеслав Варенов

Все статьи раздела : Авторемонт
Регулируем установку момента зажигания
СДЕЛАЙ САМ. Как заменить масло в двигателе
Как закачать топливо в ТНВД при неисправном ручном подкачивающем насосе
Ремонт бензонасоса
Стуки в двигателе.
Смена зубчатого ремня. часть первая
Смена зубчатого ремня.
Замена маслосьемных колпачков. На двигателях Toyota 2Е.
Основные неисправности дизелей легковых автомобилей
Если двигатель перегрелся
Ремонтируем электрооборудование 'Японца'.
Бесконтактная система зажигания: проверка и устранение неисправностей.
Почему оборвался ремень...
Когда жужжат мосты
Ржавчина не терпит невнимания
Диагностика неисправностей системы зажигания
Заметки автоэксперта. Проблемы с двигателем.
Распорка передней подвески: 'за' и 'против'
Повышенные обороты холостого хода.
Тайная 'геометрия' коробок передач
Как правильно обслуживать систему охлаждения?
Замена пыльника ШРУСа и самого ШРУСа
Приборы освещения: неисправности, регулировки и ремонт
Установка меток ГРМ по распредвалу.
Горячая свеча для зимнего пуска
Непосредственный впрыск
Замена передних картриджей.
Паровая пробка
Работа свечей зажигания

Реклама: