Все про "японские авто" / Тест Драйв

СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
Именно такой представляется задача - определить пробег подержанного автомобиля при его покупке. Тем интереснее отыскать решение.
Часть первая. ЛЕКЦИЯ

Ох, как хорошо было бы поймать прежнего хозяина за 'скручиванием' спидометра. И все-таки важнее не правдивые цифирьки на одометре, а реальное состояние автомобиля, соответствующее некоему пробегу в усредненных условиях... как их понимает будущий владелец. Даже дорогую иномарку можно загнать до полусмерти за какие-то 50 тысяч. Специалист насчитает ей двести тысяч километров - и будет прав. Именно эти двести правильно охарактеризуют здоровье автомобиля. Решая 'пробеговое уравнение', эксперты оперируют несколькими переменными. По маркировке стекол можно определить дату выпуска (цифра 8 слева - 1998 год).

Самая дорогая часть - кузов. По нему читают биографию машины. В маркировке стекол почти всегда указана их дата изготовления - можно сопоставить ее с годом выпуска автомобиля. Неродные боковые и заднее стекла дают повод для подозрений - велика вероятность, что машина побывала в аварии (ветровые меняют чаще, например, из-за царапин).

Сомнения в целесообразности покупки той или иной машины усилятся при виде признаков ремонта: неровные зазоры между деталями (особенно странные на иномарках), несовпадения плоскостей кузовных панелей, следы краски там, где их быть не должно (уплотнители стекол и дверей, бамперы, покрышки). Царапины на петлях и болтах дверей, капота, крышки багажника подскажут, что их снимали - не для окраски ли? Опытный эксперт внимательно осмотрит лючок бензобака - его, как правило, используют для подбора краски, неизбежно оставляя следы на крепеже.

По оценкам специалистов, коррозия поедает в среднем до 0,1 мм неоцинкованного металла в год. Зимняя эксплуатация с хранением в теплом гараже увеличивает этот показатель в три-четыре раза. Имея специальную аппаратуру, можно судить о возрасте автомобиля. Впрочем, на отечественных многое видно невооруженным глазом. Приходится, правда, учитывать и качество заводской антикоррозионной защиты - бывает, первая же зима разукрашивает панели рыжими точками. По ржавчине, кстати, можно найти былую рану - в первую очередь коррозия атакует места ремонта.

Если кузов не дал повода отказаться от покупки, можно прикинуть пробег - оценить двигатель, вторую составляющую стоимости автомобиля. Хороший показатель его возраста - компрессия (впрочем, нельзя опираться только на нее, как мы увидим ниже). У отечественных машин падение компрессии на 1-1,5 кгс/см2 соответствует примерно 80-100 тыс. км пробега. Для справки: заводы указывают значение компрессии для новых моторов 12-14 кгс/см2, рекомендуют ремонтировать двигатель при снижении его до 10 кгс/см2 или при разбросе значений по цилиндрам более 1 кгс/см2. Обычно агрегат приходит в такое состояние к 120-150 тыс. км.

Сизый дым из выхлопной трубы - признак отслуживших не менее 80 тысяч уплотнений клапанов. Масло в воздушном фильтре и дым из шланга вентиляции картера подскажут, что машина пробежала не меньше 'стольника'. То же можно сказать, когда при минимальной частоте вращения содержание СО в выхлопных газах весьма заметно (в два-три раза) меняется, если отключить вентиляцию картера. У мотора, требующего переборки, доля углеводородов, и без того немалая, растет при наборе оборотов (у исправного - падает). Шум подшипников водяного насоса и генератора - показатель солидного пробега только для иномарок: отечественные агрегаты часто заунывно поют уже в молодости.

Конечно, главный показатель здоровья мотора - состояние поршней, цилиндров, клапанов. Но рассмотреть их, не разбирая двигатель, можно только с помощью специального эндоскопа.

Шум подшипников, нечеткая работа синхронизаторов, вольные ходы рычага коробки передач отечественных моделей свидетельствуют: пробег не менее 80 тысяч.

Детали подвески и рулевого управления относительно недороги, поэтому их износ, как правило, не останавливает покупателя. По новым деталям старой ходовой можно примерно представить себе пробег. Например, 'жигулевские' рулевые наконечники часто меняют после 30-40 тыс. км, боковые тяги - через 60 тысяч, среднюю тягу и рулевой механизм - через 100-120 тысяч. Детали 'москвичей' служат столько же или чуть меньше, 'самар' - подольше. Срок жизни шаровых опор - величина настолько переменная, что в нашем уравнении ею не грех пренебречь.

Уточнить пробег можно по износу тормозов. Передние диски на наших машинах обычно требуют замены к 70-80 тысячам: их толщина уменьшается на 1-1,5 мм. Для справки: начальная толщина дисков 'самар' - 12 мм, предельная - 10,8 мм, соответственно 'жигулей' - 10,5 и 9,5 мм, 'москвичей' - 12,8 и 11 мм; критические величины для вентилируемых дисков 'десяток' ВАЗа и ГАЗа - соответственно 17,8 и 19 мм. На иномарках, при условии использования фирменных колодок, износ, как правило, меньше - 1 мм за 100 тысяч.

Задние колодки ходят в среднем 65-85 тысяч. Кстати, их состояние легко определить по работе ручного тормоза. Если ручник при положенном количестве щелчков не удается отрегулировать - износ колодок предельный. Выработка барабанов - 1 мм на 100-120 тысяч.

Часть вторая. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Освоив теорию, пробуем проверить ее на практике. Подопытная пара - редакционные ВАЗ-21093 и 'Шкода-Фелиция'. Их биографии и болячки досконально известны не только нам, но и вам. На время мы о них забыли и, прикинувшись сторонними покупателями, обратились к специалистам с просьбой рассказать о судьбах машин, оценить их пробег и состояние. На обоих одометрах - реальные 82 тыс. км, так что мы закрыли циферблаты, чтобы не давать экспертам подсказки и соблюсти чистоту эксперимента.

Сколько диску жить?

Главное - опыт. Первый визит - на небольшую станцию сервиса, специализирующуюся на ремонте отечественных машин. Вначале - внешний осмотр. От внимательных глаз не ускользнуло замененное ветровое стекло 'девятки' и следы вполне качественного кузовного ремонта (см. фото). Приступая к измерениям, в первую очередь исследовали тормозные диски: износ около 1,5 мм, по заводской инструкции детали пора менять. Компрессия оказалась близка к норме: от 11,5 до 13 кгс/см2. Стоптанные накладки педалей завершили картину: учитывая двухлетний возраст, пробег машины оценили примерно в 60 тысяч километров. Правда, один из мастеров, руководствуясь скорее интуицией, основанной на богатом опыте, чем объективными показателями, почти угадал: 70-80 тысяч.

То, что 'Шкода' тоже побывала в небольшой аварии, вычислили без особого труда: заметили ремонт задней двери и панели, пола и боковины. Остальные параметры не внесли полной ясности. Мнения сервисменов разделились - оценки пробега колебались от 40 до 60 тысяч.

Доверяй, но проверяй. Речь пойдет об инструментальном контроле. Через пару дней машины въехали в ворота фирмы, которая, помимо сервиса, проводит полную диагностику и экспертизу автомобилей. Цены на услуги 'кусачие', посему большинство клиентов - владельцы иномарок. Здесь серьезное диагностическое оборудование: поршни, цилиндры и клапаны можно рассмотреть с помощью эндоскопа на экране телевизора. Толщину металла и лакокрасочного покрытия измеряют приборами с точностью до сотых долей миллиметра. Подшипники навесного оборудования двигателя прослушивают эхолокатором.

Однако 'крутое' оборудование, как оказалось, не заменяет внимательного взгляда. Выявив отремонтированное заднее крыло, хитрые приборы не заметили замененного пола багажника и вытянутого лонжерона 'девятки'. Почему-то намерили, что все двери 'Фелиции' перекрашены, хотя на самом деле ремонтировали только одну, причем частично - краску клали с переходом. Конечно, теоретически машину могли поцарапать при транспортировке... или такова заводская технология - на дверях слой краски оказался толще, до 0,15 мм против обычных 0,08-0,1 мм.

Двигателю 'Самары' после осмотра изнутри вынесли приговор - убит наповал. Сильно изношены маслосъемные колпачки, о чем говорят наросты масляного нагара на впускных клапанах. На стенках цилиндров заметны надиры и риски. Результаты измерений ужаснули: компрессия 10,5; 11,5; 8,5 и 4,5 кгс/см2! Залив масло, мастера намерили в четвертом цилиндре уже 9,5 кгс/см2: необходима срочная переборка с расточкой блока. Состояние остальных узлов оценили примерно на 'четверочку с натягом' и огласили приговор - этот никудышный мотор прошел... тысяч 150!

С 'Фелицией' дела обстояли чуть лучше: компрессия от 9 до 11,3 кгс/см2, в цилиндры через уплотнения клапанов подтекает масло, шумит цепь, негерметична прокладка бензонасоса... Удар, когда-то нанесенный 'шкодовской' корме, вычислили, хотя отметили не все отремонтированные детали. Коррозия пока дремлет... Обнаружили износ шаровой опоры, опор амортизаторных стоек, но пропустили гудящий под нагрузкой колесный подшипник. Вывод: автомобиль прошел те же 150-170 тысяч километров!

Часть третья. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Почему же так разошлись оценки специалистов - и между собой, и с реальным пробегом? Первые, возможно, поскользнулись на возрасте: все-таки для двухлетней машины пробег 60 тыс. км более правдоподобен, чем 82 тысячи. Внесем в истинное значение поправку на условия эксплуатации. Довольно велика доля загородного пробега - около 50 %. Поэтому и 'девятка', и 'Шкода' неплохо сохранились и выглядят для своих километров весьма прилично. В общем, условный пробег, эквивалентный нынешнему состоянию автомобилей, определен, считаем, верно.

Если в оценках первой станции сказалось отсутствие опыта работы с иномарками, то у второй - с отечественными машинами. Коль скоро основной контингент приезжает на 'мерседесах' и 'опелях', то даже 'Фелицию' с 'Самарой' здесь попытались оценить так же строго. И... делают ошибки. Цепь на 'Шкоде' шумит чуть ли не 'с нова' (замена по регламенту - на 90 тысячах), расход масла незаметен вовсе; на 'девятке' он хоть и великоват, пока укладывается в норму. Прекрасно зная обе машины, мы усомнились в их преждевременном старении - не такие уж они дохлые. Кстати, на следующий день двумя (!) компрессометрами проверили ВАЗ-21093: во всех цилиндрах около 12 кгс/см2. Чудеса...

В общем, остается повторить - на оборудование надейся, а сам не плошай. Что касается нашей задачки - как видите, некий условный средний пробег все же можно определить, избежав нелепых ошибок. Промах на 10, даже 20 тысяч километров не страшен - лишь бы не в несколько раз.

Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН

Все статьи раздела : Тест Драйв
СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
Полноразмерный американец
Приобретение внедорожника или... Непростой выбор проходимца
Динамичный облик новой 'Мазды6' диктует достойное содержание
Как выбрать автомобиль отечественного производства
Новое лицо 'Спейс Стара'. Голландский вэн прошел обновление
Nissan Bluebird. История модели.
S-Class: больше некуда
Krupp Bilstein Suspension - Bilstein для <десятки>
Диагностика подержанного двигателя Toyota.
Дизельные внедорожники
Автомобильные эксперименты на льду
Выбор автомобиля. Микроавтобусы и универсалы.
Мерседес на букву
Супер-Крузер
Hyundai Terracan: властелин дорог
Большие надежды - Nissan Primera
Отзывы владельца автомобиля Mazda MX-6
Toyota Ceres. Опыт эксплуатации
Пять лет с Toyota
Большие надежды. Nissan Primera
Nissan Maxima, Toyota Camry и Mitsubishi Galant.
Испытания 13-дюймовых зимних шин
Запас по сцеплению
Первая встреча: Mazda RX-8
Про ужа и ежа. Skoda Octavia Turbo
Honda CR-V. Описание модели 2000 года
Как я полтора года на своей GD ездил /Мазда 626, 1990 г.в, седан, МКПП/
Volvo V70 XC (2000-2003 годы выпуска)
Honda Jazz. Импровизация
Nissan Infinity
Subaru Impreza WRX STi Prodrive Style Беспредел возможностей.
Toyota Vista. Отзыв о покупке и годичной эксплуатации
Subaru Impresa. Гонки со своей тенью.
Toyota Sequoia. Описание модели
Toyota Land Cruiser 100. Отзывы автоэксперта
Suzuki Escudo - японский 'крепыш'. Опыт эксплуатации.
Toyota Avensis 1.8 VVT-i: Пассат дует с Востока
Следопыт
По закону джунглей (Subaru Forester)
Переключая каналы

Реклама: