Все про "японские авто" / Тест Драйв

S-Class: больше некуда
Флагманской серии компании Mercedes-Benz S-Class в этом году исполняется 43 года. Дата, конечно же, не круглая, однако разговор об этом автомобиле уместен всегда, чего совершенно не обязательно приурочивать к тому или иному юбилею...

Не считая возрожденного в этом году лимузина Maybach, S-Class - самое лучшее и самое передовое, что может предложить Mercedes-Benz. Как говорится, ничто не рождается на пустом месте: у легендарного 'шестисотого' было немало достойных предшественников...

Великий Adenauer

История машин этого класса началась значительно раньше, нежели в их обозначении появилась литера 'S'. Так, в 1951 году немецкая компания представила первый, абсолютно новый автомобиль послевоенного периода - представительский Mercedes-Benz 300 с внутризаводским обозначением W186, более известный как Adenauer (в честь первого канцлера ФРГ, который использовал автомобиль как служебный).

Mercedes-Benz 300 был оснащен независимой пружинной подвеской всех колес, гипоидной главной передачей и распредвалом в головке блока цилиндров. В качестве силового агрегата использовался 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2996 куб. см и мощностью 115 л. с. Впоследствии Adenauer укомплектовали автоматической КПП и гидроусилителем руля. В 1957 году вместо двух карбюраторов марки Solex была применена система впрыска Bosch, что позволило поднять мощность 3-литрового мотора до завидных, по тем временам, 160 сил.

По исполнению Mercedes-Benz 300 можно считать 'родственником' таких престижных лимузинов, как Jaguar MkV/MkVII, Lancia Aurelia и даже Rolls-Royce Silver Cloud. 'Трехсотый' выпускался в модификациях 'купе', 2- и 4-дверный (!) кабриолет. Это - не считая многочисленных заказных вариаций. Автомобиль серии W186 выпускался более 10 лет - до 1962 года.

'Трехсотый' пионер

Однако Adenauer был всего лишь предысторией знаменитой серии 'S'. В 1959 году свет увидела абсолютно новая версия самого большого 'Мерса', которой и присвоили ставший впоследствии эпатажным индекс. Речь идет об автомобиле W112. В отличие от своего предшественника, этот флагман компании изначально был рассчитан на крупносерийное производство. К тому же, установка различных типов двигателей и дополнительного оборудования позволили существенно расширить круг покупателей Mercedes. Подобная тактика принесла компании ощутимые дивиденды: у нее отпала необходимость создавать разные кузова для разных сегментов рынка.

'Стодвенадцатый' предлагался в модификациях 220S с двигателем (110 л. с.) и 220 SE (120 л. с.). И на обе модели устанавливались идентичные 6-цилиндровые моторы рабочим объемом 2195 куб. см, однако на версии 220 SE использовался впрыск топлива, о чем и свидетельствовала литера 'Е' (от герм. Einspritzung - впрыскивание). Несколько позже появилась модификация 230 SE, а в 1961 году - 300 SE/SEL. Литерой 'L' (от герм. Lang - длинный) обозначались удлиненные на 10 см версии 'трехсотого'.

Внешне такой автомобиль можно было отличить по удлиненной задней двери, что подчеркивало высокий статус модели как машины для, как сказали бы сейчас, VIP-пассажира. К слову: именно на W112 впервые появились обозначения, применявшиеся на всех последующих моделях S-Class вплоть до 1993 года. Сначала использовалась 3-значная цифра, обозначавшая округленный рабочий объем в кубических сантиметрах. Затем следовала буква 'S', которая указывала на принадлежность автомобиля к классу. Если двигатель был оснащен системой впрыска, добавлялась литера 'Е'. А если 'Мерс' имел еще и удлиненную базу, - литера 'L'.

Mercedes-Benz 300 SE/SEL оказались на голову выше остальных 'эсок' того времени: примерно как пресловутый 'шестисотый' отличается от прочих W140. Прибавьте к этому дорогую отделку салона, максимум 'фарша', а также двигатель мощностью 170 л. с. и потолком скорости в 200 км/час.

Родоначальник стиля

'Мерседесовская' серия W112 имела самый безопасный, на то время, кузов. Так, специальные сминаемые зоны (капот и багажник) при столкновении деформировались, поглощая энергию удара и сохраняя 'жизненное пространство' для пассажиров. Прежде чем новинка пошла в серию, около 80 экземпляров W112 подверглись суровым тестам на столкновение. И это - на фоне того, что другие крупные автопроизводители вообще не проводили подобных испытаний.

Во внешности W112 доминировали прямые линии и углы. Большая площадь остекления, легкие стойки крыши и 'летящий' силуэт символизировали отход производителя от дутых тяжеловесных форм 50-х годов. Своим новым стилем Mercedes-Benz опеределил даже тогдашних законодателей автомоды из американского Детройта.

Своеобразным произведением искусства были вертикальные фары 'сто двенадцатого'. Под общим прозрачным колпаком прятались сложной формы отражатель и примостившийся вверху оранжевый поворотник. В 1959 году они были столь же яркой чертой, повышающей узнаваемость Mercedes, как сегодня - ракушкообразная оптика на S-Class серии W220.

Стоит отметить и то, что в модели образца 1959 года были заложены элементы дизайна, неизменные для всех моделей Mercedes-Benz уже более 25 лет. К примеру, вертикальные фары исчезли лишь в 1976 году (учитывая мелкосерийный '600-й', и вовсе в 1981 году). А характерная пластика боковин с подштамповками, видоизменяясь, существовала аж до 1993 года - когда был снят с производства '190-й' вариант. В те годы выкристаллизировался стиль компании: классический массивный радиатор, гармонично вписанный в кузов современной формы. Кстати, радиаторная решетка на W112 поднималась вместе с крышкой капота.

'Двухэтажный' W109

Новый взгляд на S-Class немцы продемонстрировали в 1965 году. Автомобиль получил заводской индекс W109; на первых порах он был представлен модификациями 250S, 250SE, а также 300 SE/SEL. В 1967-1968 г. семейство расширили вариантами 280S, 280SE 'заряженной' версией 300 SEL 6,3. Последняя представляла собой шикарный лимузин с темпераментом спортивного купе. По сути, это был прародитель современных больших 'спортсменов' или, как говорят немцы, 'Der Sportlichen Luxus-Limousinen'. В 1971 году свет увидела модификация 300 SEL 3,5.

W109 отличался консервативностью дизайна и больше тяготел к брутализму. Его форма излучала покой и основательность. В авто заметно крупнее стали задние фонари. Бамперы остались 'двухэтажными', однако отныне получили мягкую накладку. Сильно выгнутое лобовое стекло напоминало предыдущую модель. Задняя стойка крыши, вместе с рамкой задней двери, получила плавное закругление и стала еще массивнее.

Самые 'навороченные' версии W109 имели характерные передние фары, которые отличали их от более дешевых модификаций. Очертания оптики полностью повторяли стандартные, но, в отличие от последних, это была массивная хромированная обойма, в которой друг над другом были посажены две круглые фары. По краям обоймы вписали вычурной формы указатели поворотов. В середине 60-х мода на две расположенные друг над другом фары набирала обороты. Автомобили с 'двухэтажными' фарами выпускали Ford Motor, Cadillac, Plymouth, Opel и другие. Однако столь оригинальными они были лишь у Mercedes-Benz.

"Автомобиль года"

Производство третьего издания S-Class (W116) было налажено в 1972 году и продолжалось 7 лет. Модели в "сто шестнадцатом" кузове были представлены версиями мощностью 160, 185 и 200 л. с. Чуть позже появилась модификация 450 SE/SEL. В 1973 г. Mercedes-Benz 450 SE стал победителем европейского конкурса "Автомобиль года". Сразу скажем: ни до, ни после авто столь высокого класса не удостаивалось подобного титула. Удивляет и то, что 1972-1973 годы - самый что ни есть разгар известного нефтяного кризиса, а "450-й" явно не тянул на экономичный автомобиль, столь актуальный на тот момент. В 1975 г. гамма S-Class расширилась за счет модели 450 SE 6,9 с гидропневматической подвеской. А в 1977-м для североамериканского рынка немцы выпустили модификацию 300 SD, укомплектованную турбодизелем. Стиль нового S-Class - теперь это название компания официально закрепила за семейством "больших" моделей - радикально отличался от его предшественника. Ставка была сделана на стремительный силуэт: W116 был решен в стиле появившихся год назад родстеров SL и купе SLK. Седан позаимствовал у "родственников" не только общую концепцию, но и отдельные элементы. Во многом благодаря большой площади остекления автомобиль казался очень легким для своих габаритов, а колесные арки новой формы подчеркивали его стремительность.

Главным же отличием нового S-Class было исчезновение вертикальных фар; к тому же, теперь они не были соединены с облицовкой радиатора. Отныне оптика, растянутая по горизонтали, как бы "смыкалась" с радиаторной решеткой. На капоте отсутствовали сложные рельефные выступы - сохранилась лишь подштамповка под облицовку радиатора. По бокам фары заканчивались большими оранжевыми "поворотниками" с заостренными кверху концами. Новые задние фонари стали крупнее и растянулись в горизонтальном направлении. В таком виде (с незначительными изменениями) они использовались на Mercedes-Benz вплоть до 1985 года.

Радиатор W116 стал заметно шире и ниже. Отныне он нес на себе 3 горизонтальные хромированные полосы - как и на всех последующих моделях S-Class вплоть до 1994 года. Бамперы стали тонкими и оттого более изящными. Характерная для W116 деталь - заходящая на стекло внутренняя обивка задней двери, вычурно выгнутая в нижнем углу окна. Однако можно было сделать не просто новый, но при этом еще и красивый кузов. Так оно получилось, когда в 1979 году дизайнеры Mercedes-Benz представили очередную генерацию S-Class - знаменитый W126.

Эталон представительского класса

Новая пластика наружных панелей и применение современных материалов сочетались в "сто двадцать шестом" с классическими "мерседесовскими" элементами. Плавные формы соседствовали с гранеными подштамповками. Обновленный лимузин выглядел куда более солиднее, нежели его предшественник, но при этом он не утратил изящество и стремительность. Характерная особенность W126 - использование многополосных переходов. Если взглянуть на багажник, видно, как плоскость заднего крыла соединяется с ним через некую промежуточную "субплоскость". В дальнейшем эта идея нашла воплощение в моделях W201 и W124, а также в дизайне автомобилей других марок - Mazda 323 Sedan, Ford Scorpio и т. д.

В "Сто двадцать шестом" заметно поубавилось хрома: исчезли блестящие окантовки передних и задних фар, наружные зеркала стали окрашиваться в цвет кузова, а ручки дверей получили черное цветовое оформление. В то же время, появились массивные хромированные вставки на верхней плоскости переднего и заднего бамперов. "Мерседесовский" радиатор теперь имел отчетливую границу снизу.

Своего рода фирменное ноу-хау компании - колесные колпаки. Предыдущие имели сложный орнамент, в котором никелированные окружности чередовались с окрашенными в цвет кузова. В центре композиции сияла внушительных размеров 3-лучевая звезда Mercedes-Benz. Подобная форма зародилась еще в 30-е годы. У W126 диски стали серебристого цвета с небольшой хромированной звездой посередине. Изготавливались они из пластмассы.

На первых порах "сто двадцать шестой" представляли следующие модификации: 280S, 280SE, 380SE, 450 SE/SEL и 500 SE/SEL. Первые две оснащались рядными "шестерками" рабочим объемом 2791 куб. см; все остальные комплектовались V8. В 1985 году гамма двигателей серьезно обновилась, и модельный ряд отныне представляли следующие версии: 260 SE, 300 SE/SEL, 420 SE/SEL, 500 SE/SEL и 560 SE/SEL. Карбюраторных модификаций не стало - теперь все моторы оснащались впрыском. В производство также была запущена версия 300 SDL с 3-литровым турбодизелем мощностью 150 л. с. W126 воплотил передовые технические решения своего времени: дисковые тормоза всех колес, ГУР и ABS, которые после 1987 года устанавливались на все модификации как элемент стандартного оборудования. Двигатели V8 комплектовались только АКПП. В декабре 1980-го на W126, впервые в мире, стали устанавливать по заказу надувные подушки безопасности. В 1981 г. в семействе нового S-Class, после долгого перерыва, вновь появилось купе. По тем временам автомобиль считался эталоном представительской модели: нестареющий, выдержанный в академическом "мерседесовском" стиле дизайн; более просторный, по сравнению с предшественником, салон. Наконец, это один из самых безопасных автомобилей 80-х годов.

Символ 90-х

12 лет назад, в 1990 году, свет увидели первые экземпляры "сто сорокового", по иронии судьбы ставшего героем многочисленных анекдотов. У наших покупателей автомобиль пользуется особой любовью. Во всяком случае, ни в одной столице мира нельзя увидеть столь впечатляющее количество W140. Парадокс, но "сто сороковой" выгоднее покупать в Москве, нежели в Западной Европе.

Размеры нового S-Class достигли рекордных величин: 5113х1886х1490 мм. Длина модификации SEL и вовсе составила 5213 мм. Полностью изменились и пропорции кузова: он стал клиновидным, с наклонными капотом и передком, с массивной задней стойкой и коротким высоким багажником. Окончательно исчезли подштамповки на боковинах, столь характерные для "больших" Mercedes с 1959 года - абсолютно гладкие борта, минимум декоративных деталей и никаких выступающих элементов. Коэффициент динамического сопротивления у W140 составлял 0,3 против 0,37 у "126-го". Практически исчез и хром: остались лишь тонкая окантовка вокруг боковых окон да характерная для S-Class хромированная накладка под звездой на крышке багажника.

Мнения по поводу дизайна автомобилей серии W140, получивших в народе (за свои громадные размеры) название "чемоданов", были неоднозначными. Тем не менее, с точки зрения техники, оборудования, комфорта и безопасности они были вне конкуренции. Таковыми оказались и удивительные плавность хода, а также шумоизоляция салона. Последняя, помимо прочего, достигалась применением двойных стекол.

W140 выпускался в модификациях 300 SE/SEL, 400 SE/SEL и 500 SE/SEL. Венцом же всей гаммы стал легендарный 600 SE/SEL с 12-цилиндровым двигателем мощностью аж 408 л. с. Впервые в истории компании на серийном Mercedes-Benz нашел применение двигатель V12. Недаром производители подчеркивали, что "шестисотый" - это уже даже не S-Class, а совершенно самостоятельный автомобиль с самыми богатыми серийным оборудованием и отделкой салона. Чуть позже мощности двигателей V8 и V12 немного снизили, а модели "-300" и "-400" стали обозначать "320" и "420" соответственно. В 1992 году модельный ряд расширился за счет версий 280 SE и турбодизельной 350 SD. 1993 год привнес в обозначение S-Class несколько иной порядок букв и цифр. Если раньше модель с 5-литровым V8 и длинной базой обозначалась 500 SEL, то теперь - S500L. Литера "Е" исчезла за ненадобностью - отныне системой впрыска топлива оснащались все "Мерсы".

В 1994 году S-Class подвергся рестайлингу. Новички отличались бесцветными поворотниками, новыми бамперами и измененной "кормой". Однако самые заметные изменения коснулись "шестисотых": для них сделали радиаторную решетку не с 3 горизонтальными полосами, а с 6-ю. На базе серии W140 начали производить новые купе. Их отличали большие фары с очень выпуклой сложной поверхностью, которые сильно заходили на верхнюю плоскость капота. Именно купе породили моду на так называемые "глазастые" автомобили. Впервые компания Mercedes-Benz отказалась от важной составляющей своего имиджа - рифленых оранжевых поворотников. В 1995 году на базе "шестисотого" сделали шикарнейший лимузин - 600 Pullman. Новая серия W220, увидевшая свет в 1998 году, представлена четырьмя моделями: S320, S430, S500 и S600. Однако это уже новейшая история, о которой мы рассказывали, и уже не раз...

Андрей ИВАНОВ-ЗАДУНАЙСКИЙ

Все статьи раздела : Тест Драйв
СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
Полноразмерный американец
Приобретение внедорожника или... Непростой выбор проходимца
Динамичный облик новой 'Мазды6' диктует достойное содержание
Как выбрать автомобиль отечественного производства
Новое лицо 'Спейс Стара'. Голландский вэн прошел обновление
Nissan Bluebird. История модели.
S-Class: больше некуда
Krupp Bilstein Suspension - Bilstein для <десятки>
Диагностика подержанного двигателя Toyota.
Дизельные внедорожники
Автомобильные эксперименты на льду
Выбор автомобиля. Микроавтобусы и универсалы.
Мерседес на букву
Супер-Крузер
Hyundai Terracan: властелин дорог
Большие надежды - Nissan Primera
Отзывы владельца автомобиля Mazda MX-6
Toyota Ceres. Опыт эксплуатации
Пять лет с Toyota
Большие надежды. Nissan Primera
Nissan Maxima, Toyota Camry и Mitsubishi Galant.
Испытания 13-дюймовых зимних шин
Запас по сцеплению
Первая встреча: Mazda RX-8
Про ужа и ежа. Skoda Octavia Turbo
Honda CR-V. Описание модели 2000 года
Как я полтора года на своей GD ездил /Мазда 626, 1990 г.в, седан, МКПП/
Volvo V70 XC (2000-2003 годы выпуска)
Honda Jazz. Импровизация
Nissan Infinity
Subaru Impreza WRX STi Prodrive Style Беспредел возможностей.
Toyota Vista. Отзыв о покупке и годичной эксплуатации
Subaru Impresa. Гонки со своей тенью.
Toyota Sequoia. Описание модели
Toyota Land Cruiser 100. Отзывы автоэксперта
Suzuki Escudo - японский 'крепыш'. Опыт эксплуатации.
Toyota Avensis 1.8 VVT-i: Пассат дует с Востока
Следопыт
По закону джунглей (Subaru Forester)
Переключая каналы

Реклама: