Все про "японские авто" / Тест Драйв

Испытания 13-дюймовых зимних шин
Мы снова, спустя два года, провели испытания 13-дюймовых зимних шин, самых популярных на нашем рынке. И самых доступных. В списке участников - девять моделей. Шесть из них - отечественного производства, по одной модели - из ближнего (Украина) и дальнего (Южная Корея) зарубежья, а одна - продукт совместного производства. Все шины - с шипами противоскольжения.

Выбирая шины для этого теста, мы были удивлены тем, что <обновление модельного ряда> происходит крайне медленно, причем, как ни странно, в первую очередь это касается именно покрышек самой массовой в России размерности - 175/70 R13. Вот и получилось, что среди участников этого теста оказались и шины, уже выступавшие в наших испытаниях двухлетней давности (см АР № 20, 2000). Это покрышки М-264 (МШЗ), Кама-503 (Нижнекамскшина) и Вл-51 (объединение Волтайр). Кроме того, в тесте приняли участие модели К-190М Кировского шинного завода, О-144 (Омскшина), украинские покрышки БЦ-6 (Белоцерковский завод) и ярославские Я-620. Но эти шины новинками назвать нельзя: некоторые выпускаются уже два, а то и три года. Единственная полноценная новинка - это шины Medeo, плод сотрудничества Ярославского шинного завода с фирмой Goodyear. Оборудование и пресс-формы для их производства импортные, а материалы - наши (такую технологию обычно называют off-take). Внешне эти шины - копия модели Goodyear Ultra Grip 400, а цены - <наши>. Тем интереснее узнать, как же они поведут себя на дороге - как импортные или все же как наши?

А еще мы купили комплект корейских шин Kumho KW11. В первую очередь потому, что они весьма популярны и немногим дороже шин отечественных.

Итак, все шины смонтированы на стандартных стальных дисках, все колеса добросовестно отбалансированы: Начнем? Вот только перед зачетными заездами на полигоне шины нужно обкатать: проехать как минимум по 500 км на каждом комплекте. В первую очередь это необходимо для того, чтобы шипы <присиделись>. А еще мы пересчитаем шипы в каждой новой шине, а после испытаний, вновь пересчитав шипы, сможем таким образом оценить качество ошиповки. (Кстати, обычно шипы устанавливаются не на заводах, а силами <сторонних> мастерских - по заказам дилеров.)

В тех европейских странах, где зимой разрешается ездить на шипованных шинах, максимальное число шипов строго регламентировано. Например, в покрышке размерности 175/70 R13 их должно быть не более 90. Кроме того, ограничиваются вес и высота рабочей части шипа. Это продиктовано заботой о долговечности дорожного покрытия. В России никаких норм на сей счет пока нет, а потому и шипов в наших покрышках может быть раза в полтора больше. Вот, пожалуйста: из каждой шины О-144 торчат по 132 шипа! Правда, сцепные свойства шин определяются не только количеством шипов, но и тем, каким образом они распределены по ширине протектора. Общее правило таково: чем больше дорожек, образованных шипами, тем лучше сцепные свойства шин (естественно, речь идет только о скользких зимних дорогах).

Наша методика испытаний зимних покрышек такова. Сначала мы измеряем тормозной путь и время разгона автомобиля. Заезды проводятся как на снегу, так и на льду, а точность замеров гарантирует профессиональная аппаратура Datron. Чтобы подстраховаться от случайных ошибок, мы делаем от 6 до 10 заездов на каждых шинах. А чтобы учесть изменение покрытия, мы периодически (как правило, в начале, в середине и в конце испытательной сессии) устанавливаем на автомобиль <контрольные> покрышки, проводим заезды, делаем замеры, а потом соответствующим образом корректируем результаты испытаний других шин. Таким образом, учитывается то, как по ходу испытаний <раскатывался> лед, уплотнялся снег и т.д.

Лучший результат при торможении на льду продемонстрировали московские шины M-264, а лучшее время разгона - покрышки Вл-51. Аутсайдеры на льду - БЦ-6 и, как это ни парадоксально, самые <густоошипованные> шины О-144. А на укатанном снегу толку от шипов уже немного: тут все зависит от рисунка и материала протектора. Но любопытно, что одни и те же шины могут показать очень хороший результат при разгоне, но проиграть при торможении. Так, например, произошло с покрышками Вл-51: автомобиль на них разгонялся лучше, чем на других шинах, но тормозил хуже. Мягко говоря, не лучшее сочетание... Кстати, разгоняемся мы с пробуксовкой (первая передача, полный газ), а тормозим - с полной блокировкой.

Проходимость мы оценивали на заброшенной дорожке, покрытой 15-сантиметровым слоем снега. Проще всего продвигаться оказалось на шинах Вл-51. Неплохо гребут покрышки К-190М и О-144. А вот штурмовать снежную целину на шинах Кама-503 оказалось сложнее всего. Ехать <внатяг> - не хватает мощности, а начинаешь буксовать - и тут же останавливаешься.

Оценку управляемости мы проводили на специальной трассе, проложенной на замерзшем озере. Местами под колесами укатанный снег, местами лед. Эксперт проезжает восемь кругов, стараясь показать лучшее время. А попутно он дает еще и субъективную оценку надежности управления автомобилем. (Напомним, что эксперт не знает, какие именно покрышки установлены на автомобиль: ему лишь говорят, что сейчас он поедет, например, на шинах номер четыре.)

В этой номинации - как по объективным (время прохождения круга), так и по субъективным (экспертные оценки) данным - победили шины Вл-51: автомобиль ехал быстро и при этом вел себя понятно и предсказуемо. Чего никак не скажешь о шинах БЦ-6:

Испытания мы продолжили на дорогах общего пользования. Цель - выяснить, насколько стабильно ведет себя автомобиль на очень нестабильных зимних покрытиях. Наиболее приятное впечатление оставили шины Medeo и M-264. А вот волжские покрышки Вл-51 уже насторожили: они по-прежнему позволяют ехать довольно быстро, но снежные переметы, колеи, наледи заставляют ВАЗ-2109 слишком сильно рыскать по шоссе. То есть водитель постоянно в напряжении, он все время вынужден делать подруливающие движения. Это особенно утомительно в дальней дороге. Проверили мы и то, как ведут себя шины на асфальте, - ведь зимой в крупных городах на дорогах чаще встретишь асфальт, чем лед или снег. И в очередной раз убедились, что универсальных покрышек не бывает. Шины Вл-51, которые нам так понравились на скользких зимних покрытиях, на асфальте спасовали. А вот шины Кама-503 и БЦ-6, отнюдь не блиставшие зимой, на сухой дороге оказались не так уж и плохи.

Что касается комфорта, то его мы оценивали субъективно, причем в первую очередь эксперты обращали внимание на плавность хода. Самыми комфортными мы признали шины Вл-51, а самыми жесткими - покрышки О-144. К тому же, О-144 оказались еще и самыми шумными - гудят на любой скорости! А лучший уровень акустического комфорта обеспечили ярославские шины Я-620 и Medeo.

Наименьшее сопротивление качению, как показали наши замеры, оказывают корейские шины Kumho. В первую очередь это означает, что автомобиль будет экономичнее.

Теперь остается привести все результаты к общему знаменателю: метры и секунды переводим в баллы и, с учетом весомости каждого показателя, подводим итог.

Итак, победитель этого теста - покрышки Medeo, с чем мы и поздравляем работников Ярославского шинного завода и их коллег из фирмы Goodyear. Отличное начало. Кстати, в Ярославле уже освоено производство шин Medeo и других размерностей: 175/65 R14, 185/65 R14 и 195/65 R15. На втором месте, с минимальным отрывом, идут шины Вл-51: они продемонстрировали прекрасные <зимние> качества. По итоговым оценкам нашего теста покрышки Я-620, К-190М, М-264 и Кама-503 сформировали <средний класс>. Это же относится и к корейским шинам Kumho. А в аутсайдерах на сей раз - покрышки О-144 и БЦ-6.

Medeo

Шины Medeo появились на российском рынке в конце прошлого года. Рисунок протектора - такой же, как у шин Goodyear Ultra Grip 400. Но это не плагиат, а результат сотрудничества Ярославского шинного завода и компании Goodyear. Схема ошиповки в 12 рядов позволила шинам прекрасно проявить себя в <ледяных> тестах, результаты которых имеют наибольший вес в формировании итоговых оценок. На укатанном снегу шины Medeo не столь хороши: их направленный рисунок обеспечивает неплохой разгон, но тормозные свойства могли бы быть и лучше. Похожие проблемы и в глубоком снегу: автомобиль уверено движется вперед по снежной целине, но, остановившись, отступить назад уже не в силах - приходится толкать. Зато с управляемостью никаких проблем: <девятка> на этих шинах идет по скользкой трассе не только быстро, но и надежно - ей нипочем ни снежные переметы, ни ледяные проплешины. На асфальте шины Medeo тоже продемонстрировали достаточно сбалансированные характеристики, а по акустическому комфорту оказались одними из лучших. Однако на динамометрической дороге полигона эти покрышки дали слабину - выбег маловат, что свидетельствует о повышенном сопротивлении качению. Несмотря на отдельные недостатки, <полуимпортные> шины отлично приспособлены к нашим условиям эксплуатации. В том числе и в крупных городах, где даже зимой часто приходится ездить по асфальту.

ПЛЮСЫ:
- сцепные свойства на льду
- управляемость на скользких покрытиях
- сцепные свойства на мокром асфальте

МИНУСЫ:
- повышенное сопротивление качению
- проходимость
Общая оценка: 8,7

Вл-51 Voltyre

Шины Вл-51 уже принимали участие в наших испытаниях, причем весьма успешно: в 2000 году они заняли первое место (см. АР № 20, 2000). Но тогда мы тестировали нешипованные покрышки. Хотя и с шипами волжские шины показали хорошие результаты, лишь чуть-чуть уступив шинам Medeo. Им не хватило сбалансированности потребительских качеств. Так, и на льду, и на снегу автомобиль на этих покрышках прекрасно разгоняется, но останавливается плохо. Зато все в порядке с проходимостью: протектор в мелкую, но <зубастую> шашечку работает словно фреза, обеспечивая уверенное продвижение автомобиля в глубоком снегу, причем как вперед, так и назад. А с точки зрения управляемости шины Вл-51 вообще оказались вне конкуренции. Мало того, управлять <девяткой> на этих шинах не только безопасно, но и приятно: полный контроль над автомобилем! Однако на зимнем шоссе шины Вл-51 проявляют низкую стабильность, излишне чутко реагируя на смену покрытия. Выходя на обгон по запорошенной снегом разделительной полосе или <зацепив> снежную обочину, нужно быть готовым к тому, что автомобиль будет <засасываться> глубоким снегом.

При торможении на асфальте мягкий протектор не обеспечивает должного замедления, да и шипы в шашках, ослабленных мелкими прорезями, держатся плоховато. Неоднозначна и ситуация с комфортом. С одной стороны, мягкие шины Вл-51 прекрасно демпфируют удары при проезде неровностей. С другой - зубастый протектор является источником повышенного шума. Лучше всего шинам Вл-51 подойдет загородная среда обитания - там, где зимой почти нет асфальта, зато хватает глубокого снега. А в крупных городах они понравятся тем, кому лень расчищать дорожку перед гаражом.

ПЛЮСЫ:
- проходимость
- управляемость на скользких покрытиях
- плавность хода

МИНУСЫ:
- низкая стабильность при движении по зимнему шоссе
- шум
- тормозные свойства на мокром асфальте
Общая оценка: 8,5

К-190М Метелица

Кировский шинный завод в последние годы выпускает одну новую модель за другой. Или, как в случае с покрышками К-190М, модернизирует уже известные модели (К-190). Шины К-190М показали высокие результаты в нашем тесте в первую очередь благодаря сбалансированности своих качеств. На льду, несмотря на меньшее, чем у конкурентов, число шипов, шины К-190М обеспечивают надежные сцепные свойства. Да и по снегу идут неплохо, а особенно - тормозят. Управляемость обутого в кировские покрышки автомобиля - на среднем уровне. И лишь редкие сюрпризы в виде неожиданных сносов передней оси заставляют водителя быть начеку. На асфальте шины из Кирова показали себя очень неплохо: второе место - за разгон, третье - за выбег. Но с комфортом дела плохи: жестковато, шумновато... А в результате - вполне достойное третье место в тесте.

ПЛЮСЫ:
- сцепные свойства на снегу
- тормозные свойства на льду
- низкое сопротивление качению

МИНУСЫ:
- плавность хода
Общая оценка: 8,1

Я-620 Medved

Модель Я-620 - это эволюционное развитие шин Я-512, которые уже показывали хорошие результаты в наших прошлых тестах. Рисунок протектора напоминает зимние покрышки Nokian прошлых лет. Кстати, три года назад с фирмой Nokian велись активные переговоры о совместном производстве шин в Ярославле. Не договорились. Покрышки порадовали ровными результатами во всех видах испытаний. Важно, что на льду они обеспечивают очень эффективное замедление. Да и с разгоном особых проблем не возникает. Но в глубоком снегу шины Я-620 чувствуют себя уже не столь уверенно: с пробуксовкой автомобиль движется, но когда пытаешься преодолеть сложный участок <внатяг> - тут же останавливается. И с управляемостью не все гладко: посредственные сцепные свойства в поперечном направлении нередко приводят к грубым ошибкам. Хорошо, что при этом удается уверенно тормозить. Во всех <асфальтовых> дисциплинах шины Я-620 оказались очень близки к Medeo, которые, кстати, тоже производятся в Ярославле.

Шины мало шумят, но выбег автомобиля оставляет желать лучшего. А с разгоном - провал: наихудший результат, причем со значительным отрывом от покрышек, занявших предпоследнее место.

ПЛЮСЫ:
- тормозные свойства на льду
- низкий уровень шума

МИНУСЫ:
- высокое сопротивление качению
Общая оценка: 7,9

M-264 Snowqueen

Модель Snowqueen (<Снежная королева>) появилась в производственной программе Московского шинного завода три года назад. Эффектное название, красивый рисунок протектора и относительно невысокая цена до сих пор обеспечивают этим шинам устойчивый спрос. Кстати, завод выпускает покрышки Snowqueen и других размерностей - например, модель M-265 (185/60 R14) для вазовской <десятки>. В прошлом году такие шины, только без шипов, принимали участие в наших тестах (см. АР № 19, 2001). Любопытно, что тогда они тоже заняли пятое место, хотя состав участников был совсем иным.

Тормозные свойства на льду - лучшие в этом тесте! Немалую роль здесь играет удачное расположение шипов на протекторе. А вот сам протектор работает не в полную силу - с глубоким снегом он справляется плохо: автомобиль застревает раньше, чем того ожидаешь. И при этом отказывается выбираться из плена задним ходом. С точки зрения управляемости шины M-264 тоже не сильны - в повороте преобладает снос передней оси. Но на прямой автомобиль стоит прекрасно, почти не реагируя на смену характера покрытия, причем даже в тех случаях, когда под левыми и правыми колесами покрытие с разными сцепными свойствами.

На асфальте московские шины традиционно ведут себя неплохо. Это же относится и к сопротивлению качению. О высоком качестве можно судить еще и по тому, что за время теста ни одна из четырех покрышек не потеряла ни одного шипа!

ПЛЮСЫ:
- тормозные свойства на льду
- стабильность движения по зимней дороге

МИНУСЫ:
- проходимость
- управляемость
Общая оценка: 7,7

Kumho KW11

В прошлом году корейские шины Kumho KWN 7401 одержали убедительную победу в нашем тесте нешипованных зимних покрышек. Но несмотря на то, что рисунок протектора шипованных шин KW11 точь-в-точь как у модели-победительницы KWN 7401, на сей раз результат оказался средненьким: лишь шестое место.
Неожиданно низкими оказались сцепные свойства на льду. Во всяком случае, от импортных покрышек мы ожидали лучшего результата. И на снегу шины Кumho не блистали: разгоняется-то автомобиль неплохо, а вот тормозит неважно. На скользкой трассе выявились низкие сцепные свойства в поперечном направлении.
В глубоком снегу приходится очень аккуратно обращаться с педалью газа. Шины Kumho лучше других едут внатяг, то есть на грани срыва колес в пробуксовку, но чуть переборщил с газом - и ведущие колеса тут же зарываются. Хорощо еще, что остается путь к отступлению - назад можно выехать без посторонней помощи.
На асфальте шины Kumho продемонстрировали несбалансированные свойства. С одной стороны, посредственное замедление при торможении, с другой - неплохой уровень виброакустического комфорта. Зато они обещают экономичную езду: самый большой выбег! А стопроцентная сохраняемость шипов лишний раз говорит о высоком качестве изготовления.

ПЛЮСЫ:
- низкое сопротивление качению
- плавность хода

МИНУСЫ:
- средние сцепные свойства на льду
- тормозные свойства на мокром асфальте
Общая оценка: 7,5

Кама-503

Два года назад, испытывая нешипованные шины Кама-503, мы сокрушались по поводу их крайне низких сцепных свойств на льду. Может, шипы помогут? Помогли! Но только на льду. А на других зимних покрытиях шины Кама-503 показали очень <разбросанные> результаты. Так, по тормозным свойствам на снегу они лучшие в тесте, а по времени разгона на том же покрытии - самые плохие! В глубоком снегу Кама-503 чувствует себя беспомощно - автомобиль плохо едет, причем как внатяг, так и с пробуксовкой. Несмотря на то, что на извилистой трассе <девятка>, обутая в Каму, очень понятна и проста в управлении, скорость прохождения поворотов все же невысока.

На асфальте шины порадовали прекрасными тормозными свойствами - лучший результат в тесте! Но при этом они жестковаты, а протектор при качении издает негромкий, но присутствующий во всем диапазоне скоростей свист. Стоит отметить, что за время теста нижнекамские шины не потеряли ни одного шипа. В итоге они набрали столько же очков, сколько и южнокорейские. Неплохой результат.

ПЛЮСЫ:
- тормозные свойства на снегу
- тормозные свойства на мокром асфальте

МИНУСЫ:
- проходимость
- разгонная динамика на снегу
Общая оценка: 7,5

0-144 Snow way

Омские шины в нашем тесте стали яркой иллюстрацией бестолкового использования шипов, количество которых превышает европейскую норму для покрышек данной размерности почти в полтора раза (132 шипа вместо 90). Шипов много, а толку чуть - половина из них просто не работает. И вот результат - самый длинный тормозной путь на льду. Да и по времени разгона эти шины - на предпоследнем месте. На этом фоне неплохие характеристики управляемости - уже слабое утешение.

На скользкой извилистой трассе шины О-144 позволяют ехать быстро, причем легкая склонность к заносу даже понравится азартным водителям. И на снегу омские покрышки работают неплохо. В глубоком снегу помогает <зубчатая> боковина протектора: внатяг двигаться сложно, но утопив педаль газа в пол, вполне можно преодолеть участок глубокой снежной целины. И путь назад всегда открыт - <девятка> легко выезжает по проделанной ею же колее.

На асфальте шины О-144 преподнесли два сюрприза. Один хороший: несмотря на агрессивный рисунок протектора, эти покрышки обладают низким сопротивлением качению. А второй - плохой: на асфальте шины издают такой гул, что кажется, будто на автомобиле враз <кончились> все ступичные подшипники. Шины О-144, оправдывая свое название Snow way (<снежный путь>), действительно больше приспособлены для движения по снегу. Но для того, чтобы они стали полноценными зимними шинами, необходимо поменять схему ошиповки и попытаться снизить шум при качении.

ПЛЮСЫ:
- сцепные свойства на снегу
- управляемость

МИНУСЫ:
- крайне низкие сцепные свойства на льду
- шум
Общая оценка: 7,0

БЦ-6

Индекс M+S на боковинах шин БЦ-6 - это блеф. Честнее было бы поставить клеймо (всесезонные). Ну что это за зимние покрышки, которые так беспомощно буксуют при разгоне? А почему автомобиль так неохотно останавливается?

Правда, тормозной путь на льду не самый худший - помогают шипы. Хотя, если ошиповать обычные летние шины, то и они станут худо-бедно вгрызаться в лед, но заставить работать <лысый> протектор на снегу будет уже невозможно. Как это и произошло с шинами БЦ-6. Даже на укатанной снежной поверхности ВАЗ-2109 трогается с трудом, плохо тормозит, а в глубокий снег лучше вообще не соваться.

На трассе, где оценивалась управляемость, автомобиль не ехал, а полз, опасаясь соскользнуть в придорожный сугроб. Правда, на зимнем <прямике> машина ведет себя весьма стабильно, не шарахаясь в стороны при смене покрытия. Но на сей раз это, похоже, объясняется лишь крайне низкими сцепными свойствами. Случись что на дороге - ни остановиться, ни свернуть... А вот на асфальте шины БЦ-6 проявили себя неплохо: прекрасные тормоза, приемлемая плавность хода, хороший выбег... Самые настоящие всесезонные покрышки. Но никак не зимние, даже несмотря на шипы.

ПЛЮСЫ:
- тормозные свойства на мокром асфальте

МИНУСЫ:
- низкие сцепные свойства на зимних покрытиях
- управляемость
- проходимость
Общая оценка: 6,9

АВТОРЕВЮ

Все статьи раздела : Тест Драйв
СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
Полноразмерный американец
Приобретение внедорожника или... Непростой выбор проходимца
Динамичный облик новой 'Мазды6' диктует достойное содержание
Как выбрать автомобиль отечественного производства
Новое лицо 'Спейс Стара'. Голландский вэн прошел обновление
Nissan Bluebird. История модели.
S-Class: больше некуда
Krupp Bilstein Suspension - Bilstein для <десятки>
Диагностика подержанного двигателя Toyota.
Дизельные внедорожники
Автомобильные эксперименты на льду
Выбор автомобиля. Микроавтобусы и универсалы.
Мерседес на букву
Супер-Крузер
Hyundai Terracan: властелин дорог
Большие надежды - Nissan Primera
Отзывы владельца автомобиля Mazda MX-6
Toyota Ceres. Опыт эксплуатации
Пять лет с Toyota
Большие надежды. Nissan Primera
Nissan Maxima, Toyota Camry и Mitsubishi Galant.
Испытания 13-дюймовых зимних шин
Запас по сцеплению
Первая встреча: Mazda RX-8
Про ужа и ежа. Skoda Octavia Turbo
Honda CR-V. Описание модели 2000 года
Как я полтора года на своей GD ездил /Мазда 626, 1990 г.в, седан, МКПП/
Volvo V70 XC (2000-2003 годы выпуска)
Honda Jazz. Импровизация
Nissan Infinity
Subaru Impreza WRX STi Prodrive Style Беспредел возможностей.
Toyota Vista. Отзыв о покупке и годичной эксплуатации
Subaru Impresa. Гонки со своей тенью.
Toyota Sequoia. Описание модели
Toyota Land Cruiser 100. Отзывы автоэксперта
Suzuki Escudo - японский 'крепыш'. Опыт эксплуатации.
Toyota Avensis 1.8 VVT-i: Пассат дует с Востока
Следопыт
По закону джунглей (Subaru Forester)
Переключая каналы

Реклама: