Все про "японские авто" / Автозапчасти

Система самодиагностики TOYOTA
'найти отдельно висящий двухконтактный разъем и перемкнуть его:' (Из инструкции для проведения самодиагностики автомобиля HONDA)

Да, именно так и никак иначе: 'найти отдельно висящий разъем и перемкнуть его". Что это за разъем? Какого он вида? Где "висит"?

И еще множество вопросов возникнет у прочитавшего такую 'инструкцию' и в конце концов он просто-напросто плюнет и поедет искать 'спеца', который поможет ему сделать диагностику своего автомобиля. Именно эти строки и побудили меня немного порассуждать на данную тему:

Естественно - на Истину в Последней Инстанции я не претендую.

Да, довольно часто, и на печатных страницах, и в интернете можно прочитать подобные 'руководства'. Создается впечатление, что авторы имеют весьма отдаленное представление о том, что же все-таки это такое - 'самодиагностика и как правильно ее проводить'.

Пора немного 'осветить' этот вопрос, что бы 'народ - автолюбитель' не вводился в заблуждение подобными 'руководствами' и мог правильно провести простейшую самодиагностику своего автомобиля (что бы не платить 'бабки' какому-либо 'мастеру', который сделает все точно таким же образом, но еще и возьмет за это деньги).

Естественно, мы не говорим о том, что 'перемыкание контактов' - это довольно простейшая самодиагностика, она не покажет 'всей глубины' неисправности, но для ориентировки и для устранения 'простейшей неисправности' (например, вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости) такая процедура не помешает.

Начать наш рассказ, наверное, придется с 'обозрения' системы самодиагностики автомобилей фирмы TOYOTA, потому что эта фирма одна из первых внедрила на своих машинах невиданное до сих пор 'чудо' - способность машины 'запоминать' неисправность и впоследствии 'показывать' ее. А потом уже и все остальные автомобильные фирмы стали применять на своих автомобилях подобные системы. Но каждая фирма - по-разному.

Первоначально, на моделях выпуска до 1998 года диагностический разъем представлял собой круглый, желтого цвета двухконтактный разъем, закрытый резиновым колпачком темно-серого цвета, расположенный в подкапотном пространстве между двигателем и левой стойкой(по ходу движения). И хотя таких автомобилей осталось, наверное, совсем немного, но для более полного обзора систем самодиагностики мы приводим рисунок диагностического разъема (для проведения процедуры самодиагностики надо перемкнуть выводы данного разъема, включить зажигание и сосчитать количество одинарных вспышек лампочки 'CHECK'). Такие 'раритеты' хоть и не часто, но еще подъезжают к воротам нашей мастерской:

Естественно, что и коды неисправностей на таких автомобилях немного отличаются от тех, что имеются на автомобилях выпуска после 1990 года. Лампочка 'CHECK' показывает код неисправности не в двоичном счислении, а в одинарном, то есть промигивает код неисправности несколько раз подряд

Приблизительно в эти же годы с конвейера начали сходить 'продвинутые машины', на которых информация о неисправности выводилась на дисплей на панели приборов:

Но так как применение дисплеев дело несколько дорогостоящее, то впоследствии они остались только на дорогих и престижных моделях, а на всех остальных стали применять 'обычный' диагностический разъем:

Что же можно проверить при помощи диагностического разъема?

Многое:

Систему электронного управления двигателем;
Систему электронного управления АКПП;
Систему ABS;
Систему TRC;
Систему SRS (подушки безопасности);
Систему TEMS (электронного управления амортизаторов).

Для этого надо только знать, как правильно перемыкать определенные контакты на диагностическом разъеме:

Для проверки двигателя - выводы 'E1-Te1';
Для проверки АКПП - выводы 'E1-TT';
Для проверки ABS и системы TRC - выводы 'E1-Tc'.

В подробности - 'как и что происходит внутри компьютера' при перемыкании определенных контактов мы вдаваться не будем, потому что это достаточно сложный процесс, да он нам и не нужен.

Есть особенность при выявлении кода неисправности системы ABS: перед перемыканием контактов надо предварительно удалить специальную перемычку на диагностическом разъеме (см.рисунок).

О перемыкании контактов: будет весьма нелишним пользоваться при перемыкании контактов не 'просто женской заколкой', например, а изготовить небольшую 'приспособу': которая 'защитит' Вас при неправильном перемыкании контактов на диагностическом разъеме.

'Считывание' кода неисправности производится путем простого подсчета количества миганий оранжевого транспаранта "CHECK" (или транспаранта со стилизованным изображением двигателя) на панели приборов:

'Длинные' мигания лампочки - десятки;
'Короткие' вспышки - еденицы.

Или в графическом изображении:
Отсутствие неисправности (нормальная работа)

Однако надо учитывать, что на разных моделях машин и разного года выпуска эти периоды могут изменяться. Например, на CAMRY выпуска 1989 года периоды вспышек лампочки составляют одну секунду. Ну а после подсчета количества вспышек надо брать в руки "мануал" и смотреть, что же это такое:

Давайте посмотрим, как можно развить описание неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя (THW), которое в оригинале звучит таким образом: "Open Or Short Circuit In Engine Coolant Temperature Sensor Signal".

Перевести (тупо перевести) данные слова можно таким образом: 'Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя'.

Что это может означать? <Куда смотреть>, на что обратить внимание?

Причин может быть несколько: 1. Обрыв или короткое замыкание в цепи от самого датчика до компьютера;
2. Неисправность самого датчика;
3. Неисправность компьютера.

Однако сразу же 'грешить' на компьютер не стоит. Практика показывает, что выход из строя самого компьютера происходит очень и очень редко (на нашей практике подобное случается не более одного - двух раз в год).

Примерный порядок действий:

Снять разъем с датчика и не включая зажигания проверить 'присутствие' на одном из проводов 'массы';
Включить зажигание и убедиться в том, что на втором проводе есть + 5 вольт.
Во время каждой из этих проверок 'помять и порастягивать' жгут проводов, наблюдая при этом, что бы показания оставались такими же (лучше всего данные проверки производить 'внутри' компьютера, на выводе с буквами THW, но здесь надо быть уверенным в своих способностях и знаниях:).
Выкрутить датчик. Постепенно нагревая его, смотреть за показаниями мультиметра - как плавно меняется сопротивление, не пропадает ли оно при достижении определенной температуры:

Температура охлаждающей жидкости Сопротивление
20°С 2 - 3 кОм
80°С 0,2 - 0,4 кОм

Разобрать похожий разъем, 'выщелкнуть' оттуда два контактика и одеть их на контакты датчика (что бы этот пункт стал немного понятнее, смотрите, что мы делаем):

Находим 'бросовый' разъем с таким расчетом, что бы контакты внутри него были по размерам одинаковыми с теми контактами, которые находятся внутри 'штатного' разъема. И кроме того, что бы провод от контактов не был 'обрезан под корень';

'Выщелкиваем' контакты из разъема: каждый контакт закреплен в разъеме специальными выступами, и для того, что бы контакт 'выщелкнуть' из разъема, надо с обратной стороны очень тонким шилом отогнуть выступ и потянуть за провод. Контакт должен легко 'выщелкнуться';

'Наращиваем' имеющиеся провода от 'выщелкнутых' контактов до такой длины, какая требуется для проведения измерений (обычно около 50 см);

'Выщелкнутые' контакты плотно 'одеваем' на контакты датчика;

'Наращенный' провод от 'выщелкнутых' контактов подсоединяем к мультиметру и проводим требуемые измерения.

Опять же, 'подсоединившись' мультиметром к этим контактикам - тонким пинцетом 'подвигать' контакты самого датчика, попробовать его 'на излом'.

Вот вроде бы и все проверки для датчика температуры. И если код неисправности именно такой, то причина обнаружится (обязательно!) после вышеописанных проверок.

Опыт приходит с годами, и если ранее процедура самодиагностики проводилась 'просто и быстро' - перемкнул, включил зажигание, 'прочитал' ошибку, посмотрел, что она означает и 'обрадовал' клиента, то сейчас все делается немного по-другому. Правильнее.

Как именно:
При выключенном зажигании проверить напряжение на АКБ. Оно должно быть не менее 11 вольт.
Запустить двигатель, посмотреть когда загорается лампочка 'CHECK' - сразу же после запуска двигателя или при достижении определенной температуры? (для примера: на Suzuki - Escudo выпуска 2000 года лампочка 'CHECK' загоралась не сразу же, а при достижении определенной температуры двигателя. Причина была в клапане EGR:)
Заглушить двигатель, перемкнуть определенные контакты для считывания диагностического кода.
Включить зажигание.
Считать код неисправности (или неисправностей).
Записать их в тетрадь.
Провести процедуру очистки памяти (для TOYOTA - отсоединить 'минус' АКБ на время от 30 до 40 секунд, а TOYOTA - CAMRY выпуска 2000 года 'хватает' одной секунды).
После этого, НЕ ЗАПУСКАЯ ДВИГАТЕЛЬ, снова перемкнуть контакты и считать код неисправности (для MITSUBISHI порядок считывания немного другой: если не запуская двигатель считать коды неисправностей, то их просто-напросто не будет).
Если кодов неисправностей система самодиагностики не обнаружила, то это означает, что 'кто-то и когда-то' ранее снимал разъемы на 'жизненно' важных датчиках при включенном зажигании.
Если код неисправности присутствует и идентичен с предыдущем - снять 'закоротку' (перемычку) с диагностического разъема и запустить двигатель. Прогреть его. Заглушить. Снова считать код неисправности.
Если код неисправности не изменился - совершить пробную поездку на разных скоростях и после этого снова считать код неисправности.
Если код неисправности не изменился - это и есть "истинный" код неисправности, который был обнаружен и записан в "память" системы электронного управления двигателем (компьютер).
Иногда могут возникнуть сомнения в том, что имеющаяся таблица кодов ошибок - именно та, что и нужна для проверяемого двигателя. Убедиться в этом можно достаточно просто:

Для этого надо при неработающем двигателе отсоединить (поочередно) наиболее важные для работы двигателя разъемы датчиков, например:
- разъем датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя - THW;
- 'считалку' воздуха: MAF (разъем расходомера воздуха) или MAP-sensor (датчика давления воздуха);
- разъем датчика детонации (chock-sensor) и тому подобное.
Запустить двигатель, дать ему поработать несколько минут на разных оборотах.

Перемкнуть на диагностическом разъеме требуемые для считывания диагностического кода контакты.
Считать коды неисправностей и сравнить их с теми, что имеются в таблице.
При совпадении кодов неисправностей можно считать, что имеющаяся таблица кодов неисправностей верна для данного автомобиля.
При несовпадении - искать требуемую верную таблицу.

То есть, подходить к проведению процедуры самодиагностики надо творчески и всегда стараться искать первопричину.

Не останавливаться на том, что прочитав код неисправности и выяснив, например, что имеется код неисправности № 42: 'нет сигнала от датчика скорости автомобиля в течении нескольких секунд' (No Signal From Vehicle Speed Sensor For Several Seconds) сразу же 'бросаться' искать этот датчик скорости. Надо 'копнуть' поглубже и постараться разобраться в первопричине: что именно неисправно? Сам датчик или его цепь? Или шестеренка на датчике скорости настолько истерлась (бывает и такое), что датчик перестал 'выдавать' требуемую информацию для компьютера или 'выдает' ее порциями, время от времени. И если при появлении данной неисправности гидромуфта (АКПП) перестала нормально работать - не надо сразу же записываться в очередь на ремонт 'муфты'.

Надо искать и разбираться в первопричине. И стараться ее устранить.

Странник

Все статьи раздела : Автозапчасти
Почему детонирует двигатель. <Музыка> 406-го
Серия двигателей 1G (TOYOTA)
Аккумуляторные стартерные батареи.
Покрышки. Мифы и реальность
Защитные покрытия для автомобильных стекол.
Система распределенного впрыска бензина.
Система самодиагностики TOYOTA
Не пора ли менять дворники?
Goodyear : Королевский перформанс
Двигатели японских автомобилей. Серия двигателей S (Toyota).
Какой - же двигатель лучше?
Система распределенного впрыска бензина.
Тормозные системы Lucas : Дискография
ВЕЛОШИНЫ ДЛЯ ЗИМЫ
Оморозки
Инжекторы - к бою!
Автомобильные свечи
Автозапчасти второй и первой свежести
Новые модели зимних шин Goodyear
Синтетические масла - стоит ли на них тратить деньги?
Наиболее выгодные двигатели для японок
Датчик положения дроссельной заслонки на автомобилях Nissan.
Легкосплавные диски на вашем автомобиле
Иностранные акккумуляторные батареи
О долговечности шин управляемых колес.
'Дуающий' амортизатор
Пневматическая подвеска Toyota Crown
Шасси автомобиля. Оригинальность.

Реклама: