Все про "японские авто" / Автозапчасти

Goodyear : Королевский перформанс
Английское слово performance наши словари переводят как <поступок, спектакль, представление, трюк>. Как же переложить на язык Пушкина и Толстого понятие ultra high performance tyre, которым крупнейший производитель автошин концерн Goodyear определил класс своей разработки Eagle F1?

Ultra high performance по Goodyear

К шинам, устанавливаемым на UHP Car, или, как нам приходится переводить, <обладающий исключительными рабочими характеристиками> автомобиль, предъявляются специфические требования. Прежде всего, это sporty responce - умение колес <по-спортивному> отвечать на управляющие действия водителя, будь то резкий разгон, экстренное торможение или силовое вкатывание в поворот. Достигается такой ответ за счет максимально возможного сцепления как с сухим, так и с влажным дорожным полотном (речь идет, разумеется, о летних шинах). Очень важно, чтобы в сильный дождь шины не <всплывали> над дорогой. Естественно, <обувка> должна соответствовать скоростным возможностям машины и иметь привлекательный внешний вид ни на прямой, ни в повороте.

Следуя пояснениям изготовителя, UHP Tyres можно перевести как <идеал>. Такового, как известно, не бывает. Однако новинка Goodyear - Eagle F1 GS-D3, представленная журналистам в середине февраля на средиземноморском полигоне концерна в местечке Миреваль, - к этой в принципе недостижимой цели явно приблизилась.

Королевский гоночный полигон

Имя Goodyear неотделимо от <Формулы 1>. Долгие годы концерн был основным, а порой и единственным поставщиком шин для гоночных болидов. За 34 года на шинах Goodyear выиграно 368 Больших призов, не менее 25 чемпионских титулов в зачете пилотов и 26 - в зачете конструкторов. Даже сейчас, когда фирма ушла из <королевских гонок>, гордое F1 сохранилось в названии <флагманских> шин.

Примечательно, что история полигона тоже имеет непосредственное отношение к <Первой формуле>. Гоночное кольцо на юге Франции создал легендарный Жан-Пьер Бельтуаз. Даже сейчас, по прошествии десятка лет с момента введения в строй скоростного <кольца> длиной 3,3 км, оно полностью соответствует требованиям FIA. Дополняют его трассы для специальных испытаний (продольное и поперечное аквапланирование, шум, тормозные и разгонные характеристики и т.д.) с покрытиями различных типов, включая <скользкий асфальт> и синий базальт. Есть даже отдельное <мокрое> кольцо и искусственное бездорожье.

Благодаря окрестным горам, в Миревале почти всегда штиль. Похоже, Берни Экклстоун ошибся, не присмотревшись к этому райскому уголку, - место для гонок замечательное.

'Лысая' шина с канавками

О конструкции новой шины инженеры Goodyear говорили мало: <База заложена специалистами Goodyear Racing, имеющими большой опыт участия в гонках. В состав резиновой смеси входят силика и полимеры. Снаружи применена технология OneTRED>. Однако <прочитать> рисунок протектора можно и без подсказок.

Лучше всего держит сухую дорогу протектор без канавок. Пятно контакта у него наибольшее, резина обволакивает мельчайшие неровности дорожного полотна. <Лысая> шина передает максимальные силы во всех направлениях. Не случайно слики до недавнего времени повсеместно использовали спортсмены, причем не только кольцевики, но и раллисты - <переобуваясь> по погоде на скоростных асфальтовых спецучастках.

Но, если на дороге появилась вода, спасти водителя может не резина, а ее отсутствие. <Негатив> протектора - канавки и прорези - служит своеобразной мелиорационной системой, отводящей влагу из пятна контакта. Вырезать канавки на слике несложно. Одна беда: разделенный на блоки протектор теряет жесткость, и на высоких скоростях, при больших нагрузках, сдвиги его отдельных элементов могут сыграть роковую роль.

Как справился Goodyear с этими прямо противоположными требованиями?

Посредине беговой дорожки оставлен сплошной резиновый хребет, придающий протектору определенную жесткость. Канавки, если не считать тех, что расположены в менее ответственной плечевой зоне, прорезаны под острым углом к плоскости вращения и более растянуты по окружности, чем на предшествующей модели - Eagle GS-D2.

Присмотревшись к пятну контакта, увидишь, что в нем нет ни одного прерывающегося элемента. Растянутый рисунок изменил схему <циркуляции> воды. Традиционно она вытеснялась из-под колеса вперед и в стороны. Новая шина значительную часть смертоносной жидкости отправляет по широким каналам назад, что хорошо видно на кадрах спецсъемки. Решение смелое: задние колеса теперь не имеют (или почти не имеют) преимуществ перед передними. А водителям стоит внимательнее следить за степенью изношенности шин.

Но, очевидно, инженеры знали, что делали. Меньший объем отводимой в стороны воды позволил сделать плечевую зону более массивной, следовательно, менее подвижной. Дополнительную жесткость в поперечном направлении дала маленькая хитрость: стенки блоков сделаны разнонаклонными.

Борьба с шумом велась по нескольким направлениям. Во-первых, угол наклона канавок относительно плоскости вращения выбран такой, чтобы они были перпендикулярны овалу пятна контакта. Отсутствие поперечных кромок, накатывающихся на асфальт, исключило возможность возникновения ударных шумов. Длина канавок значительно (в 3 раза) превышает длину пятна контакта. Воздух не сжимается и, соответственно, не <выстреливает>, а свободно перетекает под колесом, как и вода в случае с аквапланированием. С резонансными колебаниями справились, сместив левую и правую половинки протектора относительно друг друга.

Шина получилась многообещающей и... красивой.

Предназначена новинка для performance cars. Еще одним штрихом к портрету этих неописуемых по-русски автомобилей могут послужить некоторые данные о предлагаемых для них шинах: посадочные диаметры ободьев - 15, 16, 17, 18, 19 и 21 дюйм; скоростные категории - V, W и ZR; серии - 55, 50, 45, 40, 35 и 30. Всего 35 типоразмеров.

Скромный сложный собрат

Другая новинка, показанная в Миревале, казалось бы, куда более скромна. Goodyear NCT 5 EMT с недавних пор устанавливается на новый Mini, но по бойцовским качествам она под стать Eagle F1.

Скоростью и уникальным сцеплением шина, скорее всего, не прославится, зато по живучести превзойдет многих. EMT в названии означает extended mobility tyre - <шина повышенной мобильности>. Даже полностью потеряв давление, она без малейших повреждений может пройти под нагрузкой 80 км за час, причем автомобиль сохранит динамику и управляемость.

Идея EMT не нова. Еще десять лет назад аналогичная конструкция предлагалась как опция для Chevrolet Corvette. В свое время мы подробно писали о EMT и других разработках в этой области. Напомним, в случае потери давления пустая шина не <заваливается> на сторону, а чуть сплющивается симметрично плоскости вращения. <Сесть> окончательно ей не дают особые пластиковые вставки в боковинах.

Помимо явных достоинств - возможности без проблем доехать до ближайшего шиномонтажа и обойтись без запаски - у шины EMT, как и у разработок других фирм, есть существенный недостаток: неопытный водитель может не почувствовать, что шина проколота.

Первыми оценили опасность американские законодатели: с 2004 модельного года все выпускаемые транспортные средства должны оснащаться системой оповещения о проколе одного или нескольких колес. Сейчас Goodyear совместно с Siemens VDO работает над такой <шинной сигнализацией>. Ее преимуществом, по сравнению с уже существующими системами, должна стать возможность передачи информации не только водителю, но и <помогающим> устройствам - АБС или системе курсовой устойчивости.

Главным же достижением Goodyear является то, что он первым перенес новейшие технологии с эксклюзивных моделей на массовые.

Ультракороткий тест-драйв

Через день после Франции мне предстояло очутиться на другом конце света, поэтому знакомство с новинками Goodyear было кратким.

Оценить по достоинству новую Eagle F1 предлагалось в сравнении с конкурентами. В их числе оказались неплохие европейские и японские шины, <выстрелившие> за 2 прошлых года. Судя по представленным данным и тестам, проведенным на полигоне Goodyear специалистами Goodyear, Eagle превзошла всех.

Замер внешнего шума проводился на наших глазах. Автомобили в разной <обувке> по очереди проезжали мимо на скорости 80 км/ч. Показания шумомера тут же высвечивались на табло. С шинами Goodyear автомобиль действительно <встал на цыпочки>. Однако сами хозяева подчеркивали, что шум - не самый страшный грех.

Перебираемся на <мокрое торможение>. Здесь журналистов пустили за руль, правда, в определенной мере приравняв к подопытным кроликам. Машины разгоняли мы, а тормозил и замерял замедление в диапазоне 80-8 км/ч бездумный автомат.

<По-мокрому> шина тормозит очень прилично, а как управляется? Два автомобиля мчатся по кругу. За рулем водители-испытатели (мы опять в роли статистов). Вот машины вылетают на залитый водой сегмент круга. Сносит обе. Но на разное расстояние! Та, что на шинах Goodyear, остается ближе к центру круга. Опять победа.

Из показанных хозяевами таблиц явствует, что по большинству параметров у их новинки преимущество по всем статьям. Если конкурент в чем-то оказывается равен, то в другом обязательно проигрывает. (Лишь одна французская шина вырвалась вперед по сопротивлению продольному аквапланированию, но она же очень здорово проиграла по износостойкости.) Отрыв в целом небольшой: где три, где семь процентов. В обычных условиях разницу можно не заметить, а вот в экстремальных - каждый сантиметр, что дар божий.

Наконец вновь дают порулить. Если не вволю, то всласть. Сначала змейка с хронометражем. Разницы не ощутили - не вкатались. Затем вожделенное гоночное кольцо. Времени катастрофически мало. Ждать Porsche некогда, запрыгиваю в <трешку> BMW с трехлитровым мотором.

<На ногах> хорошо знакомые немецкие шины. Первый круг - пытаюсь запомнить трассу. На втором прибавляю. Сознательно срываю машину в легкий занос, закручиваю ее в поворот. Для быстрого прохождения круга стиль езды неоптимальный, зато позволяет оценить <прогнозируемость> колес. Вираж, еще вираж и... <упираюсь> в Porsche (на трассе - не только наши).

Заезжаю на парковку, запрыгиваю в <бомбу> с <правильными> шинами.

Вираж, пытаюсь сорвать колеса в занос. Не тут-то было. Прибавляю газ, но перед входом в поворот <автоматически> сбрасываю. Предыдущую <шикану> прошел явно на своем психологическом пределе (не каждый день ездишь по трассе F1).

Понимаю, что машина катится, как трамвай по рельсам. Но что будет, когда она с рельсов сойдет? Успею ли поймать? Да и ловится ли она на такой скорости? В поворотах помаленьку прибавляю и, так и не дойдя до критической черты, в очередной раз упираюсь в Porsche. Видно, там что-то с <прокладкой>.

Увы, пришлось уезжать раньше, чем хотелось. Впрочем, времени хватило, чтобы понять главное: Eagle F1 не подведет.

Владимир Заборщиков

Все статьи раздела : Автозапчасти
Почему детонирует двигатель. <Музыка> 406-го
Серия двигателей 1G (TOYOTA)
Аккумуляторные стартерные батареи.
Покрышки. Мифы и реальность
Защитные покрытия для автомобильных стекол.
Система распределенного впрыска бензина.
Система самодиагностики TOYOTA
Не пора ли менять дворники?
Goodyear : Королевский перформанс
Двигатели японских автомобилей. Серия двигателей S (Toyota).
Какой - же двигатель лучше?
Система распределенного впрыска бензина.
Тормозные системы Lucas : Дискография
ВЕЛОШИНЫ ДЛЯ ЗИМЫ
Оморозки
Инжекторы - к бою!
Автомобильные свечи
Автозапчасти второй и первой свежести
Новые модели зимних шин Goodyear
Синтетические масла - стоит ли на них тратить деньги?
Наиболее выгодные двигатели для японок
Датчик положения дроссельной заслонки на автомобилях Nissan.
Легкосплавные диски на вашем автомобиле
Иностранные акккумуляторные батареи
О долговечности шин управляемых колес.
'Дуающий' амортизатор
Пневматическая подвеска Toyota Crown
Шасси автомобиля. Оригинальность.

Реклама: